Гораздо сложнее определить причину неисправности, если двигатель питается от инжектора. Силовые агрегаты этого типа оснащены электронными системами, в которые непосвященным лучше не влезать. Максимум, что можно сделать, это проверить состояние свечей и форсунок.
Почему троит двигатель, причины и методы устранения
Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда двигатель выходит из строя, а выяснить причину сразу не получается. Как быть в такой ситуации и методы поиска рассмотрим в этой статье.
При наличии такой неисправности нужно как можно скорее найти причину. В противном случае это может повлиять на другие детали и компоненты двигателя. Из-за дисбаланса происходит износ механических деталей. Если проблема в системе зажигания, может пострадать электронный блок управления, цена которого не мала.
Важно подчеркнуть, что глохнет двигатель – это самая распространенная поломка автомобиля.
Понятие «троит двигатель» означает рывковую работу двигателя, когда один или несколько цилиндров не работают.
Признаки троения двигателя
Проблема может возникать как на холостом ходу, так и во время движения. Двигатель работает, машина едет, появляется вибрация в кузове и в ручке рычага переключения передач.
Очевидными признаками запуска двигателя во время движения являются:
- потеря тяги;
- идиоты
- повышенный расход топлива;
- потеря мощности;
- нестабильная скорость, плавает стрелка на панели приборов;
- изменение звука выхлопа, периодические щелчки;
- копоть на свечах
Провести диагностические и ремонтные работы можно самостоятельно или обратиться в автосервис. Автосервис проведет диагностику автомобиля и проведет ремонтные работы самостоятельно. Такой подход поможет вам сэкономить время на поиск неисправных деталей и правильную их идентификацию, а самостоятельный ремонт сэкономит семейный бюджет.
Характерные признаки троения двигателя
Есть несколько признаков того, что двигатель работает, некоторые из них указывают на другие неисправности в машине.
Верным признаком того, что двигатель внутреннего сгорания работает, является изменение звука его работы и появление вибрации. При этом увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя (особенно при разгоне), наблюдаются нестабильные обороты холостого хода, автомобиль дергается при движении, на свече зажигания образуется нагар или нагар.
Почему двигатель троит
Чтобы определить точную причину троения, нужен опыт и специальный инструмент.
Рассмотрим возможные причины троения ДВС:
- Неисправности в электросистеме автомобиля (свечи зажигания, высоковольтные кабели, трамблер, конденсатор, электронный блок управления инжекторными двигателями), несоответствие параметров свечей зажигания, рекомендованных для автомобиля.
- Неисправности в системе питания автомобиля (нарушение регулировки карбюратора, частичное засорение топливной системы, для инжекторных двигателей внутреннего сгорания, неисправности топливных форсунок).
- Нарушения в формировании состава топливовоздушной смеси (герметичность в районе впускного коллектора, подсос воздуха через вакуумный усилитель тормозов, засорение воздушного фильтра).
- Неисправность ДВС или неправильно настроенная система зажигания (износ цилиндропоршневой группы и деталей газораспределительного механизма).
- Некачественное топливо.
При определении точной причины отключения двигателя помните об изменениях в работе двигателя, даже о тех, которые кажутся вам незначительными. Стоит обратить внимание на то, когда двигатель внутреннего сгорания запускается, увеличивается или уменьшается, холодный или после прогрева, при равномерном движении или ускорении, на высоких или малых скоростях и т д.
Распространенными неисправностями, приводящими к отключению силового агрегата, являются неисправные свечи зажигания, высоковольтные провода, трамблер, вакуумный усилитель тормозов. Также на инжекторных ДВС к этому списку добавляются неисправные топливные форсунки.
Рассмотрим все причины почему троит мотор.
Неисправность системы электрооборудования
Неисправности деталей электросистемы автомобиля являются наиболее распространенными причинами возгорания двигателя внутреннего сгорания.
Среди деталей электрооборудования причиной троения является неисправность свечей зажигания и обрыв высоковольтных кабелей.
Определить неисправную свечу зажигания несложно. Если проблема со свечой зажигания, на ней будет нагар. Также на исправной свече изолятор центрального электрода светлого или слегка коричневого цвета.
Черные точки или полосы на теле свечи говорят о том, что свеча сломалась и ее пора менять. Корпус свечи не должен иметь сколов и трещин.
Симптомы спотыкания о неисправную свечу зажигания проявляются только при запуске холодного автомобиля, а после прогрева симптомы исчезают или становятся менее явными.
Проверить высоковольтные кабели можно без использования мультиметра в темной комнате. Если они сломаны, вы увидите вспышки. Также яркая синяя искра между свечой и массой автомобиля указывает на исправность свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки зажигания и распределителя.
Для этого снятую свечу соединяем с высоковольтным проводом и держим на расстоянии 1-2 см от массы автомобиля, затем запускаем двигатель стартером. Если искра хорошая и яркая, то электрическая система работает.
Влияние системы питания на троение мотора
Отказы системы питания не являются распространенной причиной отключения двигателя. При неисправности этой системы (нарушение регулирования карбюратора, частичное засорение топливной системы, неисправность топливных форсунок в инжекторных двигателях) симптомы воспламенения ДВС проявляются на всех режимах работы. Под нагрузкой симптомы только усиливаются. Это связано с тем, что происходит неправильное смесеобразование, а горючая смесь не воспламеняется или происходит прерывисто, из-за чего мощность двигателя падает. Эта проблема устраняется чисткой и регулировкой системы питания, заменой фильтрующих элементов. В инжекторных силовых агрегатах следует обращать внимание на состояние топливных форсунок.
Другими словами, двигатель начинает троить в результате неправильного состава топливовоздушной смеси, несвоевременного воспламенения смеси или невозможности воспламенения заряда, а также нарушения условий нормального сгорания смеси как следствие механического износа или выхода из строя самого двигателя.
Утро, дождь, нет искры
Ситуация: в жаркую и сухую, а точнее гололедицу двигатель утром запускается легко, а в сырую или дождливую — с трудом. После запуска двигатель троит, по мере прогрева начинает ровно работать. Это самый простой и классический случай, который довольно легко побороть.
Почти всегда в этом случае виновата система зажигания: высоковольтные провода или катушка зажигания. За ночь они могут промокнуть, и искра, вырвавшаяся через разлом, начинает ходить по их мокрой поверхности. По мере прогрева и высыхания проблема уходит сама собой и появляется вновь утром. В сухую погоду, конечно, гораздо реже.
Конечно, лучше бы для этого случая был сканер — он позволил бы точно определить, в каком именно цилиндре начались пропуски зажигания. Кроме того, так было бы проще: вы знаете, где искать. Но если его нет, то можно пойти по старинке: завести двигатель, дать ему немного поработать, а затем по одной выкрутить свечи. Пропитанная бензином свеча укажет на то, что цилиндру лень работать в сырую погоду. При этом, кстати, видны свечи. Замена свечей редко помогает в этой ситуации, но если они плохие, то это повод поставить новые (только качественные и подходящие к двигателю, а не первые попавшиеся).
Теперь осталось выяснить, в чем причина отсутствия искры. Только не смейтесь, но по старинке работает не только на Жигулях и Москвичах, но и на вполне современных инжекторных двигателях — смотреть на троянский двигатель нужно в темноте, утром или ночью. Ну или ночью, если утроение не дает спокойно спать. Обрыв высоковольтного кабеля сразу видно по красивым искрам, которых на нем быть не должно. Если по какой-то причине вы не можете «затащить» искру в свечу, эта искра все равно где-то выйдет. Скорее всего, это место, где изоляция кабеля изношена или потрескалась из-за возраста. Они еще не научились чинить провода, поэтому их придется заменить. Лучше — все сразу, ибо ресурс всех проводов одинаковый.
Вторая причина – поломка катушки зажигания. Есть несколько моторов, где это практически родовая болезнь: катушка «пришита» к массе из-за поломки корпуса. Например, очень популярные двигатели Renault K7M / K4M или двигатели Ford Duratec 16V Sigma (например, во втором Focus) и некоторые другие любят этим наслаждаться. Что делать: На этих агрегатах корпус катушки находится так близко к двигателю, что он постоянно перегревается и со временем начинает трескаться. Сверхэкономные люди в этом случае катушки не меняют, а ремонтируют. Например, побрызгать корпус эпоксидной смолой. Конечно, это хороший диэлектрик, но катушку все же лучше заменить.
И тут мы подходим к главному вопросу: виноваты кабели или катушка? Что изменить в первую очередь? Если метод темновой проверки не помог, можно проверить оба мультиметром. Осмотреть можно внешне — если есть участки, отличающиеся по цвету с непонятными темными пятнами, то это места, где катушка или провод «пришиваются» искрой. Что ж, самый надежный способ — попросить у кого-нибудь заведомо исправные провода или катушку и поменять их на свои.
Реже в спотыкании в сырую погоду виноват парус. Установить его вину несложно – нужно переставить свечи по местам. Если вместе со свечой пропуски зажигания переходят и на другой цилиндр, то доказано, что пропуск зажигания свечи. Перестановка поможет найти единственную неисправную катушку, ту, которая ставится на каждую свечу отдельно.
Мотор троит под нагрузкой
Здесь все гораздо сложнее. Если выстрел начинается на высоких оборотах и на большой скорости, то в первую очередь следует наблюдать именно за свечами. Особенно, если троение отмечается в конкретном цилиндре. Если свечи на машине недорогие, их проще заменить. Проблема прошла, ну нет, следует продолжить расследование. И в этом случае можно долго копать неопытных. Причин троить на высоких скоростях много, и найти нужную достаточно сложно. Может быть и выход из строя датчика и выход из строя самих катушек или проводов (но в данном случае, как я уже говорил ранее, проблема больше характерна для сырой погоды) и капризы бензонасоса или акселератора. Бывает, клапан подмерзает на высоких оборотах из-за нагара, сломанной или изношенной пружины.
Если вы хотите сделать хоть что-то своими руками, то можете проверить воздухозаборник на наличие подсоса воздуха. Это имеет смысл делать, если страдают попеременно все цилиндры, а не один, а цвет бокового электрода свечи аномально светлый, вплоть до бледного. Неучтенный ДАД или ДВР воздух приводит к слишком обедненной смеси, причем наиболее заметно это как раз под нагрузкой. Если попытки сделать что-то самостоятельно не увенчались успехом, с визитом в автосервис лучше не затягивать: езда на слишком бедной смеси приводит к сильному перегреву, износу клапанов и калильному зажиганию.
Эта мягкая присадка промывает форсунки, защищает их от коррозии и износа. Также средство улучшает работу топливного насоса, клапанов и других движущихся частей системы подачи топлива. При систематическом использовании мойка «Супротек СГА» значительно увеличивает ресурс мотора.
Дизель
Дизельные ДВС требуют большей очистки топлива, поэтому в первую очередь нужно проверить состояние фильтра. Всегда лучше сократить рекомендуемый производителем интервал замены на 5-10 тонн, особенно зимой, когда высока вероятность замерзания конденсата.
При подозрении на неисправность форсунок следует найти сервис, который проверяет их под нагрузкой, не снимая: находятся ли корректирующие значения (ЭБУ) в допустимых пределах, сколько сливается форсунка в обратку , какая у него мощность.
Проверка форсунок под нагрузкой
Проверка форсунок под нагрузкой без демонтажа
Ремонт дизельных форсунок
В пьезоэлектрических форсунках часто перегорают соленоиды (электромагнитный клапан) и выходят из строя соединительные разъемы. Проверить пьезомодуль обычным мультиметром не получится, для этого нужно использовать прибор, способный в тестовом режиме подать 100 вольт.
Когда машина начинает прогреваться три раза, она останавливается, а после остывания снова нормально заводится и некоторое время работает ровно; Первое, что нужно сделать, это проверить клапан высокого давления (регулятор). При подаче питания (12В) перекрывает слив топлива на «обратку» (в бак), меняя свой «путь» от насоса к магистрали высокого давления.
Клапан должен сохранять герметичность, иначе не удастся добиться необходимого давления перед форсунками, будет недобор, смесь будет бедная. В большинстве моделей автомобилей клапан не разбирается, его меняют.
Неисправность датчиков
Иногда «картинка» неисправности как бы троится, но «проходят» разные цилиндры, тогда более вероятно, что вышел из строя один из датчиков, по которому ориентируется электронный блок управления при коррекциях. Расширенная компьютерная диагностика укажет конкретную. Если нет возможности проверить машину сканером, прозвоните отдельные датчики по очереди.
Проверка датчика
Проверка работы датчиков сканером
Тестирование автомобильным сканером
Датчики, благодаря которым мотор может тронуться:
- ДМРВ — массовый расход воздуха, он же расходомер, датчик массового расхода воздуха (во впускном коллекторе).
- ДПКВ — положение коленчатого вала (в картере).
- TPS: положение дроссельной заслонки (на впускном тракте, у дроссельной заслонки).
- ДТОЖ — температура охлаждающей жидкости (в головке).
- ДД — детонация (в блоке цилиндров).
- ДМ — давление масла (в фильтре, или — в картере).
- ДСА — скорость автомобиля (в КПП — привод спидометра).
- DC (лямбда) — кислород (в выхлопном тракте до или после катализатора).
На основании показаний датчиков ЭБУ увеличивает или уменьшает: подачу топлива в цилиндр, момент или угол открытия клапана, обороты двигателя, угол опережения зажигания. На показания могут повлиять: физические повреждения датчика, обрыв проводов, люфт в сидении.
Выяснив, по какому цилиндру работает двигатель ВАЗ или автомобиля другой марки, приступаем к расследованию дальше. Требуется снять свечу и осмотреть ее на наличие бензина. Если контакты мокрые, то искры нет или смесь слишком богатая или наоборот бедная.
8 причин, почему автомобильный мотор троит, и как это исправить
Получайте одну из самых читаемых статей по электронной почте один раз в день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Автовладельцы, понимающие принцип работы двигателя автомобиля, знают, что означает фраза «троить мотор». Это свидетельствует о неисправности одного из цилиндров. Само выражение появилось во время 4-х цилиндровых приводов, когда перестал работать один узел. Разберемся с причинами этого явления и способами устранения поломки.
1. Как проявляется проблема троения мотора
Если силовая установка начинает троить, это сопровождается несколькими характерными симптомами:
Если вы испытываете какие-либо из этих симптомов, вполне вероятно, что блок цилиндров вышел из строя и нуждается в ремонте. Возможно, это общая проблема, но она все же затрагивает один из цилиндров.
Как действовать в таких обстоятельствах? Какие проблемы и как восстановить нормальную работу системы.
Для начала следует отметить, что двигатель обычно работает толчками холодным, на нейтрали или в том или ином режиме работы. Цилиндр перестает работать из-за следующих факторов:
Поэтому причины неисправностей нужно искать в подаче топлива, либо в компрессии, либо в создании искры.
Если силовой агрегат троит, важно как можно быстрее найти корень поломки и приступить к его ремонту. Если проигнорировать важность процедуры, можно нанести серьезный ущерб двигателю и «получить» дорогостоящий ремонт.
Неисправный цилиндр часто все же получает порцию топлива, которая вымывает масляную смесь в картере, что приводит к повышенному износу, механическим повреждениям и даже воспламенению паров топлива.
2. Особенности диагностики
В первую очередь нужно определить, какой именно цилиндр перестал работать. Существует достаточно простой, но эффективный метод диагностики, который подходит для автомобилей с бензиновыми агрегатами.
Для этого нужно запустить двигатель, а при холостом пуске последовательно отсоединить высокие рулевые провода, отвечающие за подачу разряда на свечу. Если его резать на рабочем цилиндре, толчки двигателя еще более интенсивны. Если неисправный компонент был отключен, изменения отображаться не будут.
При выполнении диагностики в ремесленных условиях нужно помнить о технике безопасности, так как есть риск получить удар током.
Если речь идет о проблемах с узлом впрыска ВАЗ с прямой подачей топлива, то процесс диагностики становится еще проще. Вам не нужно разбираться в проводке и рисковать своей безопасностью. Все, что вам нужно сделать, это по очереди отключить управление форсунками. Также необходимо обнаружить цилиндр, при его выключении изменений в работе двигателя не возникает.
Диагностика дизелей предполагает последовательное отключение подачи топливно-воздушной смеси. Для проверки можно поочередно открутить гайки топливного троса. Задача та же — обнаружить цилиндр, не влияющий на работу силовой установки при ее выключении.
Нередко компрессия в камере сгорания падает до критического уровня из-за проблем с уплотнением. Если топливная смесь не имеет правильной степени сжатия, пары бензина не могут воспламениться. Иногда это вызвано изношенными поршневыми кольцами.
Троение мотора: неполадки с подачей воздуха
Недостаточная подача воздуха на впуске или его избыточное количество также могут вызывать трели в цилиндрах. Система подачи воздуха может потерять герметичность, и двигатель начнет подсасывать лишний воздух. ЭБУ не учитывает этот подсос, в результате нарушается стабильность работы.
Проверить воздушную систему довольно просто. Необходимо плотно закрыть входную трубку рядом с воздушным фильтром, затем накачать воздух, чтобы создать давление около ½ атмосферы, после чего проверить на герметичность. Если давление не падает, то система герметична. Появление шипящего звука выходящего воздуха позволяет определить проблемный участок, через который двигатель чрезмерно подсасывает.
Одышка часто бывает вызвана грязным воздушным фильтром, потерявшим свою емкость. Фильтр необходимо снять и после снятия оценить работу двигателя. Также может не хватать воздуха, если дроссельная заслонка забита или есть проблема с этим узлом. Указанный пункт требует обязательной очистки и проверки. Делать это желательно при каждом плановом ТО параллельно с заменой моторного масла, фильтров и т.п
Другой причиной запуска двигателя может быть датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха или другой датчик, который посылает неверный сигнал на ЭБУ. В такой ситуации блок управления не знает, до какой степени на самом деле открыта заслонка, сколько воздуха на самом деле попало в двигатель и т д. На основании неверных данных «мозги» не могут точно рассчитать оптимальный состав топлива. -смеси воздуха в связи с динамически изменяющимися режимами работы двигателя внутреннего сгорания.
В этом случае вам необходимо просмотреть показания датчиков и прочитать ошибки с помощью сканера, который подключается к диагностическому разъему автомобиля. Затем значения следует сравнить с номинальными. Отклонения от нормы в показаниях расходомера воздуха или датчика положения дроссельной заслонки приводят к тому, что двигатель начинает троить.
Троение по цилиндрам: неисправна система питания
При проверке системы питания следует обратить внимание на следующие нюансы:
Давление топлива напрямую зависит от состояния электробензонасоса, который в современных инжекторных автомобилях находится в топливном баке. В устройстве может быть засорен сетчатый фильтр бензонасоса, возможны проблемы с электродвигателем бензонасоса или подачей питания на насос. Также стоит проверить клапан регулятора давления на топливной рампе. Низкое давление в системе подачи топлива часто является причиной троения.
Следующим шагом будет проверка форсунок. Этот элемент имеет свойство засоряться, что приводит к снижению производительности, нарушению факела распыла и т д. Также не следует исключать выход из строя самой форсунки. Для очистки и проверки форсунок можно использовать стенд промывки, в котором через устройство прокачивается специальная промывочная жидкость и подается питание. В таких условиях имитируется работа форсунки в двигателе, оценивается производительность и т.д.
Хорошая насадка не должна течь в закрытом состоянии. Кроме того, инжектор должен открываться в нужный момент при подаче электрического импульса. Форсунка не позволяет переливать топливо, так как от качества распыления зависит эффективность дожигания заряда в цилиндре.
Если давление топлива и сама форсунка в порядке, то следует проверить ЭБУ. Сам блок управления выходит из строя редко, но возможно. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда при установке ГБО менялась заводская прошивка, либо был чипирован двигатель. Непрофессиональные манипуляции с топливными картами могут привести к переполнению ЭБУ топливом и залитию свечей зажигания.
Падение компрессии указывает на отказ или износ двигателя. Один или несколько цилиндров не работают частично или полностью, поэтому топливо и воздух подаются, но смесь сжимается неправильно. В этом случае нормального горения не происходит. Падение компрессии происходит из-за прогорания поршней или клапанов, сильного износа поршневых колец и других дефектов БЦ, ГБЦ или элементов ГРМ.
В этом случае необходимо измерить компрессию в двигателе, после чего агрегат разбирается для детальной диагностики и ремонта. В заключение хотелось бы добавить, что эксплуатация двигателя с неработающим цилиндром запрещена, так как езда с такой неисправностью порождает ряд дополнительных проблем, что значительно усложняет и удорожает последующий ремонт.
Далее нужно проверить провода свечей зажигания. Косвенным признаком, указывающим на этот элемент, является эпизодическое срабатывание двигателя в условиях повышенной влажности (дождь, сырость и т.п.). Как только двигатель прогреется и достигнет рабочей температуры, симптомы могут полностью исчезнуть.
Если двигатель троит на холодную
Бывает, что двигатель охлаждается сам в сырую погоду. Прогрев до нормальной температуры, двигатель начинает нормально работать. Это явный признак того, что изоляция на одном из высоковольтных кабелей повреждена. Из-за влажности электричество проходит через массу, свеча не может дать искру. Когда двигатель прогревается и высыхает, перемычка течи исчезает и двигатель работает нормально. Выход только один: менять высоковольтные кабели. Как определить, какой из них поврежден, обсуждалось выше.
Есть ли особая причина остановки двигателя на холостом ходу? Скорее нет, чем да. На холостом ходу двигатель может троить по любой причине, рассмотренной в этой статье. Неважно, у Пежо, Калины или автомобиля другой марки есть проблемы. Алгоритм устранения неполадок тот же. Если двигатель работает только на малых оборотах, не исключен небольшой износ клапанов. На больших оборотах смесь или воздух не успевает скользить из-за износа, компрессия увеличивается и цилиндр начинает работать. Этот диагноз подтверждается осмотром выхлопной трубы. Если масло выходит, то клапан однозначно прогорел.
Признаки, причины и решения, если двигатель начал троить
Внешне свеча без повреждений, но искры нет
Выход из строя высоковольтного кабеля или неисправность распределителя
Замените кабель или распределитель
Возможны обгоревшие электроды или черные точки на корпусе свечи, нет искры
Форсунка не распыляет, а льет бензин струей.
1. Используйте СГА Супротек
Свеча сухая, контакты в порядке, следов поломки корпуса нет
Топливо не поступает в камеру сгорания
1. Добавьте промывку SGA Suprotec в бензин
2. Проверьте топливопровод к цилиндру, впускные клапаны или форсунку
Свеча заправлена бензином, после высыхания есть искра
Воздух подсасывается снаружи, топливовоздушная смесь плохая, не воспламеняется
1. Проверьте трубку впускного коллектора, замените, если она повреждена.
2. Проверить уплотнения ГБЦ, поврежденные заменить.
Проблемы под нагрузкой или во всех режимах движения
Снижение компрессии из-за износа компонентов ЦПГ
1. Добавьте Suprotec Active Plus в моторное масло.
Постоянно прогоняйте двигатель с форсункой, форсунками, зажиганием и воздуховодами в порядке
Бортовой компьютер, исполнительные механизмы или датчики работают неправильно
Компьютерная диагностика. В зависимости от результатов: замена датчиков, исполнительных механизмов или перепрошивка ЭБУ
Сергей Соловьев (технический специалист) Старший технический консультант отдела научных разработок ООО «НПТК «Супротек». Опытный автомеханик. С детства разбирается в автомобильном дизайне, мастер самодельных автомобилей. Свой первый мопед я собрал в третьем классе.