Удар с небес: как выглядят самые мощные беспилотники в мире. Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем.

Двигатель
Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем - Воздушная мишень TL-8 Sky Dragon Heron TP Yabhon United 40 Cверхзвуковой БПЛА WZ-8 СH-5 (Rainbow-5)

В апреле 2021 года беспилотный самолет Kratos UTAP-22 был впервые запущен на авиабазе США с использованием искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла автомобиль, проверила его и посадила. До сих пор беспилотные боевые дроны были предназначены только для противостояния людям. Весной 2021 года может начаться другая история — история противостояния машин.

Удар с небес: как выглядят самые мощные беспилотники в мире

Фото: John Moore / Getty Images

Важнейшей задачей военных беспилотников является воздушная разведка и наблюдение. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать в качестве наблюдателей и пожарных. Один из самых маленьких разведывательных беспилотников, American Wasp, имеет длину всего 33 см и весит 200 грамм. Он поступил в эксплуатацию в 2008 году. В то время он стоил 50 000 долларов.

Одна из модификаций - Wasp AE

Как минимум в 100 раз дороже стоят гораздо более мощные машины, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский сверхзвуковой беспилотник WU-14 способен пронести ядерное оружие через весь континент), запускают ракеты и берут на себя роль камикадзе — проносятся над целью и взрывают себя и противника. Израиль был одной из первых стран, придумавших использовать беспилотники для самоуничтожения. Они были использованы Азербайджаном в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Беспилотники или истребители?

В кабине беспилотника никого нет; пилот управляет аппаратом из наземного центра управления, находящегося за десятки, сотни или даже тысячи километров от самого беспилотника. Это главное преимущество БПЛА перед пилотируемым самолетом.

Основные преимущества беспилотников

  • Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Государство не будет вызволять своего гражданина из неволи, что по политическим причинам может быть сложно и не всегда реально;
  • Терять беспилотники не так жалко, как истребители. Они дешевле реального истребителя почти в 20 раз: $5-6 млн против $100 млн за навороченный американский F-35. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. В России подготовка пилота военного самолета обходится в $3,4-7,8 млн и занимает 7-12 лет. Тогда как за навыки оператора беспилотника государство платит $200 тыс. и учится он год;
  • Экономия сил и топлива. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.

Однако некоторые военные эксперты считают, что эра беспилотников еще не закончилась, и что беспилотники эффективны только против стран, у которых почти нет военно-воздушных сил и противовоздушной обороны или чьи существующие системы обнаружения давно устарели.

Основные недостатки беспилотников

  • БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
  • БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
  • Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
  • К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Надежными считаются только те БПЛА, которые прошли официальные испытания. Информация об остальных является секретной. Никто, кроме самих разработчиков, не знает, как на самом деле работают секретные машины в воздухе.

Китай, например, в настоящее время не ведет медленных или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой области, но он может существенно изменить характер военных действий в будущем. Пока о реальных успехах большинства китайских беспилотников можно судить только по сообщениям разведки или по тем немногим, которые были экспортированы. Согласно опубликованным данным, китайские беспилотники являются идеальными машинами. Это правда, что, как и многие другие вещи в Китае, они основаны на западном дизайне.

Китайский БПЛА CH-4

В частности, экспортируется разведывательный самолет CH-4, недорогой аналог американского MQ-1 Predator MQ-9 Reaper. По цене вдвое дешевле американских прототипов, CH-4A/B был приобретен Алжиром, Ираком, Иорданией, Пакистаном, Туркменистаном, Мьянмой, Объединенными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией.

История развития БПЛА

Идея создания транспортного средства, которое могло бы безопасно работать на расстоянии, возникла у людей уже давно. Через 30 лет после первого полета братьев Райт идея стала реальностью, и в 1933 году в Великобритании был построен специальный беспилотник.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

Fairy Queen можно с полным основанием назвать первым беспилотником в современной истории, а британцы использовали этот аппарат в качестве тренировочной мишени для обучения своих зенитчиков.

Первым беспилотным летательным аппаратом, принявшим участие в боевом вылете, был немецкий FAU-1, представлявший собой радиоуправляемую ракету с реактивным двигателем. Он был оснащен автопилотом, в который немецкие пилоты вводили информацию о предстоящем полете. Во время Второй мировой войны ракета совершила около 20 000 вылетов, поразив важные стратегические и гражданские цели в Великобритании.

После окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты и Советский Союз начали выделять из своих бюджетов крупные суммы денег на разработку беспилотных летательных аппаратов в рамках растущих взаимных требований, что привело к началу холодной войны.

Например, во время войны во Вьетнаме обе стороны широко использовали БПЛА для решения различных боевых задач. Беспилотники делали аэрофотоснимки, проводили радиолокационную разведку и использовались в качестве ретрансляторов.

В 1978 году произошел настоящий переворот в истории развития беспилотных летательных аппаратов. Scout был принят на вооружение израильской армии и стал первым в истории боевым беспилотником.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

А в 1982 году, во время войны в Ливии, беспилотные самолеты почти полностью уничтожили сирийскую систему ПВО. В этих боях сирийская армия потеряла 19 зенитных батарей и уничтожила 85 самолетов.

После этих событий американцы стали уделять особое внимание разработке беспилотников и в 1990-х годах стали мировыми лидерами в их использовании.

С момента изобретения британцами дрона-мишени наука прошла долгий путь в развитии воздушных беспилотников. Современные беспилотники имеют большую дальность и скорость полета.

возможная схема беспилотника

В основном это связано с жестким креплением крыла, мощностью встроенного в робота двигателя и, конечно, расходом топлива. Существуют также беспилотники, работающие от аккумуляторов, но они не могут конкурировать с бензиновыми беспилотниками по дальности полета, по крайней мере, пока.

Планеры и переоборудованные самолеты широко использовались для разведывательных миссий. Первые относительно просты в постройке и не требуют больших финансовых вложений, а некоторые модели не имеют двигателя.

Последние характеризуются тем, что взлет осуществляется за счет тяги вертолета, а маневрирование в воздухе — за счет крыльев самолета.

Tailsiger — роботы, которым разработчики дали возможность менять профиль полета прямо в воздухе. Это делается путем вращения либо всей конструкции, либо ее части в вертикальной плоскости. Существуют также проводные дроны, в которых управление дроном осуществляется путем передачи команд управления на плату дрона через подключенный кабель.

Какие бывают беспилотники

По режиму управления По весовым категориям
неуправляемые микро
дистанционно управляемые малые
автоматические средние
тяжелые

В случае с беспилотными летательными аппаратами человек участвует только в запуске и вводе параметров полета перед взлетом. Обычно это низкобюджетные самолеты, для эксплуатации которых не требуется специальной подготовки пилотов или посадочных площадок.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

Дроны имеют скорректированную траекторию полета, а автоматические дроны выполняют задачу полностью автономно. Успех миссии зависит от точности и правильности предполетных параметров, введенных пилотом в стационарный компьютерный комплекс на земле.

Одной из тенденций в развитии БПЛА является уменьшение их размеров без существенного снижения характеристик. Норвежская компания Prox Dynamics разработала микроуправляемый вертолетоподобный летательный аппарат PD-100 Black Hornet.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

Этот беспилотный самолет может работать в течение четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот беспилотник используется в качестве личного разведывательного инструмента солдата и оснащен тремя видеокамерами. Он используется некоторыми тактическими подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

Технические данные и характеристики Black Hornet
Длина 100 мм.
Вес 120 гр.
Дальность полета 1000 м.
Время работы 25 мин.
Оснащение 3 оптические видеокамеры с разрешением в 3 МП

Наиболее часто используемым беспилотным летательным аппаратом в армии США является РКУ-11 «Ворон». Он запускается с руки солдата и не требует специальной посадочной площадки. Он может летать как в автоматическом режиме, так и под управлением пилота.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

Этот легкий беспилотный самолет используется американскими солдатами для разведывательных миссий на малых расстояниях на уровне роты.

RCU-11 Raven технические характеристики и спецификации
Длина, мм 790
Вес, гр. 1800
Размах крыла, м 1.5
Дальность полета, км до 5
Силовая установка Электродвигатель
Время работы, мин 45…60
Оснащение цифровая видеокамера дневного обзора, камера ночного видения

Самыми тяжелыми БПЛА армии США являются РКУ-7 Shadow и РКУ-5 Hunter. Обе машины предназначены для ведения разведки на уровне бригады.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

Отечественные БПЛА

Российские беспилотники условно делятся на следующие категории

малая дальность до 25 км
Малой дальности От 50 до 100 км
Средней дальности От 100 до 500 км
Большой дальности Свыше 500 км

Eleon ZSV относится к дронам малой дальности, довольно прост в управлении и может легко переноситься в наплечной сумке. Дрон запускается вручную с помощью ремней или сжатым воздухом из насоса.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

Он способен идентифицировать и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстояние до 25 километров. Eleon-10B схож со своим предшественником по конструкции и эксплуатационным характеристикам. Его главное отличие заключается в том, что дальность полета увеличена до 50 километров.

Эти беспилотники приземляются с помощью специальных парашютов, которые сбрасываются, когда заряд батареи беспилотника заканчивается.

Тип БПЛА ЭЛЕОН-3СВ Элеон-10В
Длина, мм 740 1150
Вес, кг 4.3 5.9
Скорость, км/ч 70…100 75…135
Дальность полета, км 25 50
Время работы, ч 1.5…2 2.5
Практический потолок, км 5 5

Рейс-Д (Ту-243) — разведывательно-ударный беспилотник, способный нести до 1 тонны вооружения. Беспилотный самолет, созданный в конструкторском бюро Туполева, совершил свой первый полет в 1987 году.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

С тех пор в беспилотник были внесены многочисленные усовершенствования, включая улучшенную систему полета и навигации, новое радиолокационное разведывательное оборудование и конкурентоспособную оптическую систему.

Иркут-200 — это скорее ударный беспилотник. В основном он ценится за высокую автономность и малый вес, что позволяет ему совершать полеты продолжительностью до 12 часов. Дрон приземляется на специально оборудованную платформу длиной около 250 метров.

Тип БПЛА Райс-Д (Ту-243) Иркут-200
Длина, м 8.3 4.5
Вес, кг 1400 200
Силовая установка турбореактивный двигатель ДВС мощностью 60 л. с.
Скорость, км/ч 940 210
Дальность полета, км 360 200
Время работы, ч 8 12
Практический потолок, км 5 5

Скад» — это новое поколение высокоэффективных беспилотников большой дальности, разработанных КБ МиГ. Этот беспилотный самолет будет невидим для радаров противника, поскольку его фюзеляж спроектирован таким образом, чтобы исключить хвостовое оперение.

Беспилотные летательные аппараты - будущие короли неба

Задачи разведывательных дронов

Сегодня основной задачей беспилотников по-прежнему является разведка. Кульминацией развития концепции холодной войны стал американский стратегический разведывательный самолет RQ-4 Global Hawk. Взлетный вес базовой версии RQ-4A, которая может находиться в воздухе 36 часов, составляет 12,1 тонны. Он состоит из самолета с различными датчиками и наземной части с коммуникационным оборудованием, а также оборудованием для запуска и управления. Беспилотник оснащен радаром, инфракрасными и оптическими датчиками. Полученные данные могут быть переданы на землю в режиме реального времени через спутник или оптический контакт. Для навигации БПЛА используется инерциальная система с поправками GPS. Американцы используют эти машины в основном для полетов вблизи российской границы над Черным морем.

Стратегический разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk

Беспилотники MALE (Medium-Altitude, High-Altitude, Long-Endurance) также используются для разведки и летают на высоте до 9 000 метров. Российский беспилотник Orion, который оснащен двигателем внутреннего сгорания и может нести полезную нагрузку 250 кг, относится к этой категории аппаратов. «Орион» может быть оснащен оптико-электронной системой, оборудованием для радиоразведки, радиолокационной системой или оборудованием для аэрофотосъемки.

Взлетный вес беспилотников MALE может превышать одну тонну, что требует подготовленной инфраструктуры для их эксплуатации. Более компактные модели, такие как российский беспилотник «Орлан-10», могут запускаться несколькими людьми с помощью катапульты. Дальность полета беспилотника составляет 120 км. «Орлан» используется не только для разведки и артиллерийского обстрела. Беспилотник также способен подсвечивать цели для корректируемых артиллерийских снарядов «Краснополь», а в составе комплекса радиоэлектронной борьбы «Леер-3» беспилотник может глушить оборудование на определенных расстояниях. Небольшие разведывательные беспилотники могут запускаться одним человеком. Например, американский беспилотник RQ-11 Raven весом 1,7 кг обеспечивает разведку в радиусе 10 км. Компактный дрон оснащен электродвигателем, который обеспечивает бесшумный полет.

Разведывательный дрон «Орлан-10»

Позже достижения в области электроники позволили создавать миниатюрные квадрокоптеры, которые также используются для разведки. Компактная форма этих БПЛА позволяет операторам вести наблюдение за противником в укрытии.

Как используют ударные дроны

Большинство разведывательных беспилотников способны совершать атаки. Orion способен нести управляемые бомбы и ракеты класса «воздух-воздух», которые могут поражать цели в воздухе. В арсенале турецкого беспилотника Bayraktar TB2 аналогичного класса также имеются управляемые бомбы, дополняющие противотанковые ракеты UMTAS. Высокоточное оружие позволяет беспилотнику поражать цели с большого расстояния, снижая риск прорыва беспилотника через вражескую противовоздушную оборону.

Беспилотники также оснащены технологией «стелс», которая позволяет тяжелым БПЛА проникать через вражескую противовоздушную оборону. США разработали самолет RQ-180, а Россия создала истребитель С-70. В 2021 году C-70 будет поставляться с плоским соплом, которое снижает радиолокационную заметность машины. «Охотник», который будет вооружен бомбами и ракетами, может стать помощником истребителя пятого поколения Су-57.

Ударный беспилотник «Охотник»

Опыт столкновений последних лет показал, что даже небольшие беспилотники, которые невидимы для большинства систем ПВО и трудно обнаружить визуально, могут эффективно поражать цели. Коммерческие квадрокоптеры, которые на самом деле не предназначены для атак, оснащены устройствами для сброса гранат или гранатометами. Это делает беспилотник доступным средством поражения целей под прикрытием. В декабре было опубликовано видео, на котором видно, как граната сбрасывается с беспилотника. Пилот беспилотника выпустил боеприпас в вентиляционную шахту вражеского подземного укрытия. В ноябре компания Aeronet-2035 представила гексакоптер Barraging Kamikaze, который будет оснащен системой сброса шести гранат F-1. Квадрокоптеры также используются для перехвата вражеских беспилотников. В том же месяце во время специальной военной операции беспилотник был протаранен другим беспилотником, что было видно на видеозаписи.

Что такое барражирующий боеприпас

Другим типом беспилотника был бомбардировщик, который также называют беспилотником-камикадзе. Эти машины развились из «летающих бомб» начала века. Дроны могут зависать над заданным районом и ждать оптимальных условий для атаки. Дрон со встроенной боеголовкой может свалиться на цель.

Россия производит беспилотники-камикадзе «Куб-БЛА» и «Ланцет», которые используются в специальных операциях в Украине. Эти беспилотники используют ГЛОНАСС и GPS для атаки целей по заранее определенным координатам. «Ланцет» способен атаковать цели в радиусе 40 км. Как и беспилотник Cub, он несет комбинированную трехкилограммовую боеголовку для поражения людей и невооруженных транспортных средств. В ноябре источник сообщил РИА Новости о версии «Ланцета» с боеголовкой, увеличенной до пяти килограммов. В свою очередь, США разработали тактические беспилотники-камикадзе Switchblade 300 и Switchblade 600, причем меньшая модель весила 2,7 кг и могла переноситься в рюкзаке. Дальность действия в 10 километров позволяет беспилотнику поражать личный состав противника. Если беспилотнику не удается найти цель, оператор может прервать полет и вернуться в исходную точку.

Тотальная безопасность. Как Российская армия защищает границы от вражеских ракет, ядерных боеголовок и самолетов?

Полная безопасность. Как российские военные защищают свои границы от вражеских ракет, ядерных боеголовок и самолетов?

«Армата», Циркон и «Посейдон» Военная техника России: где производят лучшие танки, ракеты и подлодки страны?

«Армата», «Циркон» и «Посейдон» Российская военная техника: где производятся лучшие в стране танки, ракеты и подводные лодки?

Существуют также специальные беспилотники-камикадзе. Тайвань представил беспилотник Chien Hsiang в ноябре. Устройство имеет радиус действия до 1 000 километров и может поражать радиолокационные станции. Другим примером специализированного беспилотника-камикадзе является израильский LANIUS. Бомбардировщик, разработанный на основе гоночных беспилотников, предназначен для работы внутри зданий и туннелей. LANIUS получил ядро, основанное на искусственном интеллекте, которое позволяет ему классифицировать цели. Запуск аппарата может осуществляться вручную или с вертолета-носителя.

Беспилотный ударный экраноплан CH-T1

Поскольку Китай активно строит современный военно-морской флот, способный бросить вызов доминированию США в Тихом океане, и официальной целью которого является защита морского Шелкового пути 21 века, КНР создает беспилотные боевые летательные аппараты для поддержки военно-морских операций НОАК. В мае 2017 года в интернете появились изображения беспилотника CH-T1, построенного корпорацией CASC.

Китайские официальные лица официально не комментировали назначение беспилотника, но неавторизованные источники сообщили, что это ударный беспилотник, который может летать на чрезвычайно низкой высоте, что в сочетании с использованием технологии низковысотного радара должно затруднить его обнаружение.

alt

При взлетном весе около 3 000 кг CH-T1 развивает скорость до 850 км/ч. Длина автомобиля составляет около 6 метров. Дальность полета составляет до 1000 км. Под радиопрозрачным носовым конусом находится многофункциональная радиолокационная антенна для обнаружения наземных целей. Некоторые эксперты считают, что беспилотник может быть оснащен противокорабельными ракетами; по другому мнению, это «беспилотник-камикадзе».

Тяжелый разведывательный БПЛА HQ-4 Xianglong

Хотя ударные беспилотники обладают некоторыми противокорабельными возможностями, большинство тяжелых БПЛА Китая предназначены для патрульных полетов, разведки и поражения противокорабельных ракет. Китай разработал по меньшей мере два беспилотных летательных аппарата большой дальности, которые будут использоваться для этих миссий.

Тяжелый транспортный самолет HQ-4 Xianglong («Летающий дракон»), разработанный Чэндуской корпорацией авиационной промышленности (CAIC), совершил полет в ноябре 2009 г. Ранее модель и конструкции этого беспилотника были представлены на авиасалоне в Чжухае в 2006 г.

alt

Парящий дракон» построен по довольно необычной аэродинамической форме с «закрытым крылом», которое представляет собой комбинацию обычных и обратно стреловидных крыльев. HQ-4 Xianglong имеет длинное нижнее крыло с коренастым носом и верхнее перевернутое крыло с коренастым хвостом и стреловидными крыльями, направленными вниз.

Верхнее крыло крепится к центру кронштейнов нижнего крыла. Такое крыло имеет наименьшее индуктивное сопротивление, так как в нем почти нет краевых вихрей. Закрытое крыло обладает большей подъемной силой, и транспортные средства с таким крылом способны летать почти со скоростью звука без крыла.

alt

Первый прототип первоначально был оснащен турбовентиляторным двигателем WP-7 (копия советского Р-11Ф-300). Серийные экземпляры были оснащены турбовентиляторными двигателями WS-11, которые также используются на китайско-пакистанских легких боевых самолетах JF-17 Thunder. В будущем Soaring Dragon получит новый, легкий и экономичный двигатель с двойным турбонаддувом, оптимизированный для высотных полетов.

Взлетный вес беспилотника составляет 7 500 кг, размах крыльев — 25 м, длина — 14,3 м. Максимальная высота полета составляет более 18 000 м. Скорость на большой высоте составляет 750 км/ч. Полезная нагрузка 650 кг может включать: оптико-электронные системы разведки и наблюдения, радиолокационное и радиоразведывательное оборудование. Полет будет проходить в автоматическом режиме с использованием китайской спутниковой навигационной системы Beidou.

Управление беспилотником и передача идентификационных данных осуществляется через спутниковые каналы связи или высокочастотный широкополосный канал. В последнем случае для ретрансляции радиосигнала могут использоваться другие БПЛА.

alt

Хотя зарубежные источники часто сравнивают беспилотник HQ-4 Xianglong с американским RQ-4 Global Hawk и его военно-морской модификацией MQ-4C Triton, китайский беспилотник имеет дальность полета до 3500 километров, в то время как Global Hawk может летать на расстояние до 4400 километров, а Triton ВМС США — до 7500 километров. В то же время американские беспилотники дальнего радиуса действия имеют примерно вдвое больший взлетный вес и оснащены более широким спектром разведывательного оборудования.

Тем не менее, БПЛА HQ-4 Xianglong достаточно эффективен для мониторинга морской поверхности и может также использоваться в качестве фоторазведчика при полетах над сушей. В июне 2018 года было объявлено, что «Парящий дракон» официально вступил в эксплуатацию. По данным китайских источников, для размещения беспилотников дальнего радиуса действия подготовлены 11 баз ВВС, в основном на восточном побережье Китая.

Тяжелый разведывательный БПЛА Divine Eagle

Китайским беспилотником, способным превзойти американские Global Hawk и Triton, должен был стать тяжелый самолет Divine Eagle. Изображения этого беспилотника появились в интернете в 2015 году после начала испытаний в Шэньяне.

alt

Тяжелый беспилотник Divine Eagle имеет тандемный фюзеляж с одним турбинным двигателем посередине и двумя хвостовыми блоками. По оценкам экспертов, Divine Eagle оснащен ТРД с тягой от 3,5 до 5 тонн, что достаточно для подъема беспилотника со взлетной массой 12-18 тонн.

Достоверной информации о точных размерах и летных данных тяжелого двухмоторного беспилотника нет. Однако, согласно спутниковым снимкам, сделанным в аэропорту завода Shenyang Aircraft Corporation (SYAC), длина фюзеляжа может составлять от 15 до 18 метров, а размах крыльев — от 40 до 45 метров.

alt

Учитывая размеры и конструкцию БПЛА Divine Eagle, ожидается, что его практическая дальность полета будет не меньше, чем у тяжелых разведывательных самолетов США. Его рабочая высота может превышать 20 километров, а крейсерская скорость составляет от 750 до 800 километров в час.

По сообщениям китайских СМИ, на внешних поверхностях «Божественного орла» установлены 7 антенн АФАР. Радарная информация передается в режиме реального времени через радиоретрансляторы и спутниковые каналы связи. Считается, что основное назначение крупнейшего китайского беспилотного самолета — наблюдение за американскими авианосными боевыми группами.

Некоторые неавторизованные источники утверждают, что беспилотник Divine Eagle перешел под контроль НОАК в 2018 году. Трудно сказать, насколько это соответствует действительности; возможно, это просто этап военных испытаний. Тяжелые беспилотники Soaring Dragon и Divine Eagle были замечены на авиабазе Аньшунь в провинции Гуйчжоу.

alt

В этом районе находится китайский центр управления беспилотниками, использующий спутниковые каналы передачи данных. Для этого на авиабазе Аньшунь к 2015 году была построена вся необходимая инфраструктура: стационарные параболические антенны и несколько мобильных комплектов управления беспилотниками. Завод корпорации Guizhou Aircraft Industry Corporation (GAIC), где собираются тяжелые китайские БПЛА, находится в непосредственной близости от авиабазы.

alt

В 2018 году развитие систем мобильной космической связи наблюдалось в южных и юго-западных регионах Китая. По мнению зарубежных наблюдателей, это связано с массовым поступлением в вооруженные силы тяжелых беспилотных самолетов дальнего радиуса действия.

Судя по всему, ВВС и ВМС Китайской Народной Республики разрабатывают свои программы беспилотников самостоятельно. На острове Дайшань в Восточно-Китайском море, в 600 километрах к северу от Тайваня, в 2018 году была переоборудована передовая авиабаза, на которой ранее размещался H-6 (копия Ту-16), дальний ракетный бомбардировщик.

alt

Техника на службе

Серийное производство Ту-143 было передано на Воронежский авиационный завод; другие компоненты сборки ВР-2 были получены от других компаний. Лучи» выпускались до конца 1980-х годов, и навсегда было произведено 950 таких комплексов. Самолеты Ту-141 производились Харьковским авиационным заводом. Сборка продолжалась около десяти лет и также закончилась в конце восьмидесятых годов. В то время заказчики поставили около 150 узлов.

Основным покупателем разведывательных групп была советская армия. В начале 1990-х годов Россия и Украина завладели этим оборудованием. Более легкий Ту-143 также был закуплен за рубежом. Его получили несколько стран, Ирак и Сирия.

Взлет самолета Ту-141. фото Airwar.ru

Известно, что советские ВВС регулярно проводили учебные пуски тяжелых БПЛА в рамках различных учений. Накопленный оперативный опыт был использован еще в 1980-х годах в Афганистане. Беспилотные разведывательные самолеты использовались для поиска и обнаружения позиций противника в горах. В отсутствие развитой противовоздушной обороны беспилотники оказались практичным и эффективным средством разведки.

Но к началу 1990-х годов Ту-143 и Ту-141 были признаны устаревшими и постепенно сняты с эксплуатации. В то же время беспилотники с оставшимся сроком службы не отправлялись на демонтаж, а использовались в качестве целей ПВО. В то же время был представлен и разработан более новый самолет Ту-243. Однако в ВВС эта технология продержалась недолго. Развитие техники и технологий привело к появлению более компактных и не менее эффективных разведывательных беспилотников.

Запуск самолета Ту-143. фото Airwar.ru

Помимо СССР, Ту-143 также использовался заказчиками на Ближнем Востоке. В 1980-х и 1990-х годах эти самолеты использовались по своему настоящему назначению — для разведки. В то же время иностранный «рейс» встретил сопротивление. По крайней мере, один сирийский беспилотник был сбит израильскими истребителями в восьмидесятых годах.

С 2014 года самолеты Ту-143 спорадически используются украинскими военными для разведки позиций республик Донбасса. Преклонный возраст техники и наличие зенитных установок негативно сказались на успешности такого использования. Несколько беспилотников были сбиты или разбились сами по себе.

Фото: ТК razved_dozor

В марте 2022 года появились новые случаи использования украинских беспилотников. Один из них упал в Крыму, а еще один Ту-141 был обнаружен в хорватском городе Загреб. Последний был оснащен нестандартной боеголовкой. Обстоятельства этих запусков неясны. Возможно, Украина пыталась атаковать российские цели самодельными крылатыми ракетами, или это была попытка нарушить наши позиции ПВО.

Проблема устаревания

На момент своего появления тяжелые разведывательные беспилотники Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» были современными и удачными моделями, способными решать любые задачи. Они нашли свое место в наших и зарубежных ВВС и служили для разведки, а также для обучения зенитчиков.

Однако в последние десятилетия в области беспилотных летательных аппаратов был достигнут большой прогресс. В результате

  • Наша продукция
  • Презентации по направлениям
  • Инжиниринг
  • Консалтинг
  • Металлообработка
  • Моделирование
  • Разработки

НОВОСТИ

  • Наша продукция
  • Презентации по направлениям
  • Инжиниринг
  • Консалтинг
  • Металлообработка
  • Моделирование
  • Разработки
Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Оцените статью