ILSAC — это самая строгая на сегодняшний день сертификация, проводимая Международным комитетом по стандартизации и одобрению моторных масел. Параметров, по которым тестирует масла ILSAC, много, но среднестатистического автомобилиста в первую очередь будут интересовать три из них.
Моторное масло, которое не угорает
Тестируем моторные масла в условиях частых пробок (холостой ход) и при движении по трассе: сравниваем ресурс моторных масел, расход остатков, динамику изменения вязкости, уровень отложений при высокой температуре и износе
Синтетическое масло представляет собой синтез базовых синтетических веществ, в том числе полезных для двигателя присадок, повышающих его износостойкость, защищающих от коррозии и обеспечивающих чистоту.
Масло, которое называется «синтетика», на упаковке указано как полностью синтетическое. Максимальной синтетикой принято называть отличные качества масла, минимальное его угарание и сохранение синтетических свойств. Существует классификация моторных масел. На канистре он обозначен SAE (систематизация веществ, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров). Он делит все моторные масла на классы вязкости: от 0W до 60. Цифра указывает на жидкое масло (применяется при низких температурах), и чем выше показатель, тем оно гуще (при положительных температурах).
Почему угорает масло в двигателе?
Среди автомобилистов существует такое поверье, что все масло, которое есть в цилиндрах силового агрегата, непременно сгорит. Это утверждение верно? Нет!
Масло в цилиндрах находится в виде пленки, образованной первым поршневым кольцом. Толщина смазочной пленки зависит от ряда параметров: вязкости масла, степени износа двигателя, режима работы и др. среднее значение составляет 10-20 микрон.
Если взять в качестве примера средний двигатель объемом 1,5 литра, то получается, что при толщине пленки 10 микрон в цилиндры ДВС за цикл доставляется около одного ведра смазывающей жидкости. А теперь простой расчет: если масло сгорело на 100%, то при 3000 об/мин за 60 секунд вы потратили целых 1,5 литра! Получается, что за каждый цикл пленка сгорает не полностью, а только частично.
Вспомним, что происходит с растительным маслом на сковороде, когда его нагреваешь. Процесс начинается с диффузии масла на нагретую поверхность, затем по мере повышения температуры оно начинает кипеть и издавать специфический запах. Но если вы греховно решите налить холодное масло в горячую сковороду, то рискуете обжечься брызгами.
А теперь тот же процесс, только с точки зрения науки. Когда масло нагревается ниже точки кипения, оно меньше испаряется с нагретой поверхности в атмосферу. А вот при закипании состава начинается более интенсивное испарение. Ну а когда дело доходит до приличных температур, микровзрывы выбрасывают капельки масла из поддона.
Аналогичный процесс происходит и в двигателях. По расчетам специалистов, должен преобладать первый режим испарения смазки, когда она не достигает своего объемного кипения. На первый взгляд может показаться, что при таких высоких температурах сгорания топлива у масла просто нет шансов выжить, и его следует просто выплеснуть в недра ДВС. Но весь секрет в том, что относительно прохладная внутренность цилиндров, охлаждаемых охлаждающей жидкостью, обволакивается тонкой пленкой, а потому нагревается не так серьезно, как кажется.
Поверхностные слои пленки начинают закипать при беззастенчивом нажатии на педаль акселератора. Результат налицо: при интенсивной езде масло придется доливать чаще.
Куда уходит масло? Если под машиной нет масляных пятен, то есть сальники в нормальном состоянии, можно предположить, что смазка в основном расходуется впустую. В двигателях внутреннего сгорания, оснащенных системой турбонаддува, она также расходуется на смазку этого механизма, поэтому и расход выше.
Масло может вытекать через сальники. Если эти детали полностью выработали свой ресурс или полностью высохли, то эта потеря может стать основной. Часть масла выходит в виде пара через вентиляцию картера.
✔️ Горит моторное масло: признаки
Дымовая диагностика, сложностью не отличается. Сгорая в цилиндрах двигателя, масло выделяет из выхлопной системы сизый дым. Также при длительном сжигании масла в ДВС в больших объемах по краям выхлопной трубы образуется маслянистый черный ободок.
✔️ Горит масло в двигателе: причины
1. Залито составом, который по своим параметрам не подходит силовому агрегату. Внимательно изучите руководство по эксплуатации автомобиля, в нем вы найдете информацию о том, какое масло нужно заливать в двигатель автомобиля.
Проще говоря, смазка со слишком низкой вязкостью останется в цилиндрах и сгорит. Если используется масло с чрезмерно высокой вязкостью, в цилиндрах образуется толстая пленка. Оба случая подразумевают большее потребление.
При сжигании масла в двигателе на выходе из выхлопной системы будет сизый дым, об этом читайте https://autotopik.ru/remont/754-prichiny-neispravnosti-dvigatelya.html.
Причины угара масла
Повышенный расход масла в двигателе может возникать по нескольким причинам:
- натуральные остатки, нормативные показатели которых прописаны производителями двигателей;
- некачественная смазка;
- рекомендуется использовать рабочую жидкость, не подходящую для марки автомобиля, например, заливается 5w40 и 0w20;
- неудовлетворительное техническое состояние двигателя (износ цилиндропоршневой группы);
- неисправный турбокомпрессор;
- вытеснение части рабочей жидкости через выхлоп или систему охлаждения;
- неполное сгорание масла.
В большинстве случаев сложности возникают из-за каких-то проблем с двигателем, что требует анализа его работоспособности и устранения неполадок. Ниже мы обсудим эти темы более подробно.
Параметры, влияющие на расход масла
Единого показателя, показывающего реальную скорость угара нефти, не существует.
Но есть два косвенных параметра:
Сложнее всего найти первый индикатор, потому что этой информации нигде нет.
Что касается второго параметра, найти нужную информацию не составит труда.
Эти данные встречаются во многих справочниках и показывают, при какой температуре воспламеняется смазка силового агрегата при контакте с открытым пламенем.
Это зависит от состава масла, то есть наличия в составе легких фракций. Чем выше его номер, тем ниже температура, необходимая для воспламенения.
При большом износе маслосъемных колец из выхлопной трубы идет сизый дым. В этом случае рекомендуется заменить сальники и кольца. Это не самая дешевая процедура, но она продлит срок службы двигателя и сэкономит на доливке масла.
Специализированные форумы
В Интернете существует множество специализированных форумов на тему моторных масел. Пользователи обсуждают, какое масло лучше для конкретного автомобиля, и дают друг другу советы. Например, на форуме forums.drom.ru можно пообщаться и спросить рекомендации у опытных автомобилистов. Популярные площадки для общения: forum.zr.ru, mastergrad.com, forum.auto.ru, avtoved.guru/forums, autoforum.info.
Отзывы автовладельцев разнятся. Некоторым нравятся синтетические моторные масла, из-за низкой пусковой температуры холодного двигателя. Другие полусинтетические, так как их ценовой диапазон ниже, чем у предыдущих. Третьему отдают предпочтение минеральному маслу, ввиду его меньшей стоимости (но замена производится чаще). Однако в приоритете «синтетика».
Моторное масло важно для любого автомобиля, без него двигатель не может нормально функционировать. При выборе автомасла необходимо учитывать множество показателей: температурный режим, в котором будет эксплуатироваться автомобиль, состояние двигателя, надежность производителя вещества.
В обозначениях от SAE 0 до SAE 60 число указывает нижний предел температуры. Если на конце стоит буква W (SAE 0W), можно лить в мороз. При наличии отметки в виде диапазона (например, 0W 40) масло в машине всесезонное.
Способы выявления угара масла
Самый простой и экономичный метод определения угара смазочного материала – визуальный осмотр выхлопных газов. Когда продукт попадает в выхлопную систему, выхлопные газы на высоких скоростях приобретают голубоватый цвет. В то время как сгорание качественного бензина сопровождается выделением полупрозрачного белого дыма.
Еще один способ диагностики постоянного износа масла – это сбор черных маслянистых отложений на краях выхлопной трубы. Более детальное определение масла в выхлопной системе возможно с помощью такого прибора, как газоанализатор.
Главные причины угара масла
Мастера автосервиса выделяют несколько причин, способствующих излишнему перерасходу смазочной смеси:
- Первая – в двигатель заливается не то масло, которое по техническим параметрам не подходит к марке автомобиля. Когда кусок достаточно жидкий, он быстро попадает в камеру сгорания. Жидкость с высокой вязкостью способствует образованию толстой пленки на внутренней стороне цилиндров, что со временем приведет к испарению и угару. Смеси масел низкого качества также не могут гарантировать снижение летучести. Двигатели с большим пробегом должны использовать полусинтетику, которая снижает расход топлива.
- Второй причиной может быть преждевременный износ маслоотражающих колпачков или крышек клапанов. Причиной этого является использование некачественной резины, периодические скачки температуры, разрешение деталей конструкции при использовании неправильно подобранного сырья. Поэтому для уменьшения отходов можно заменить сальники, которые стоят недорого. Третья причина угара – выход из строя поршневых колец, устранение которого возможно капитальным ремонтом запчасти.
При износе поршневых перемычек между клапанами изменяется структура уплотнения камеры сгорания, что влияет на повышение рабочего давления в картере. Исходя из этого, смазка уходит из картера, минуя систему вентиляции.
Среди автомобилистов существует такое поверье, что все масло, которое есть в цилиндрах силового агрегата, непременно сгорит. Это утверждение верно? Нет!
Нормы расхода моторного масла
Для начала следует отметить, что масло горит во всех двигателях, так как образует масляную пленку на внутренних поверхностях рабочих цилиндров, в которых воспламеняется топливо.
Гораздо важнее вопрос о том, сколько сжигается масла и какова норма расхода смазки.
Количество сжигаемого масла напрямую зависит от режима работы двигателя. Чем чаще он работает на высоких оборотах, тем больше сжигается масла.
Обозначим нормы расхода масла для некоторых современных производителей автомобилей:
- Рено — 0,5л/1000км
- Фольксваген — 0,5л/1000км
- Киа — 0,6л/1000км
- Лада — 0,7л/1000км
- Мазда — 0,8 л/1000 км
- Хонда — 1л/1000км
- Хендай — 1л/1000км
Для легковых автомобилей допустим расход масла 0,005-0,025% на 100 литров топлива. Это примерно 5-25 г смазки на 1000 км пробега. Изношенный двигатель может расходовать до 0,1% и 100 г масла на 1000 км соответственно. Если силовой агрегат работает на пределе своих возможностей или оснащен системой турбонаддува, то количество масла, которое он «съедает», увеличивается.
Угар – это расход смазочного материала, превышающий нормативные показатели, указанные в техническом паспорте автомобиля.
Диагностировать проблему можно, обратив внимание на уровень жидкости в двигателе, проехав определенное расстояние (например, 100 километров), а затем через три дня обычной езды. Измерения производятся щупом. Если цифры совпадают, то беспокоиться не о чем. Однако если они существенно различаются, стоит провести диагностику основных узлов автомобиля.
Еще один способ определить, горит ли ваше масло, — это следить за тем, как долго литра хватает: на неделю, месяц или шесть месяцев. Если литр масла расходуется менее чем за 3-6 месяцев (или 7-10 тысяч километров пробега), проблема очевидна.
Угар масла: причины проблемы
Истощение масла может вызвать:
- Стиль вождения: высокая скорость, резкие изменения скорости
- Особенности конструкции двигателя: чем больше поршни и цилиндры, тем больше масла требуется для обеспечения безупречного рабочего хода
- Попадание масла в камеру сгорания – полностью нейтрализовать этот процесс невозможно, частицы смазки сначала проникают в систему вентиляции картера, а затем в камеру сгорания
- Разжижение масла – при попадании в смазку капель воды или несгоревшего топлива она изменяет свой химический состав, в результате чего сгорает
- Неправильный выбор масла (например, слишком низкая вязкость)
- Неисправности маслосъемных колпачков, поршневых колец, погребальных мостов, цилиндров — эту проблему можно выявить при плановом техосмотре на спецтехнике
- Повреждение или износ внутренних поверхностей цилиндров (выработка), а также других деталей двигателя
- Высокое давление в картере
- Отказ турбины (компрессор)
При большом износе маслосъемных колец из выхлопной трубы идет сизый дым. В этом случае рекомендуется заменить сальники и кольца. Это не самая дешевая процедура, но она продлит срок службы двигателя и сэкономит на доливке масла.
На практике на реальном двигателе все немного сложнее. Масляная пленка на поверхности деталей настолько тонкая, что ни один тест не может ее воспроизвести. И в идеале хорошая летучесть должна сочетаться с высокой температурой вспышки.
Для чего нужно моторное масло
Когда двигатель работает, вал совершает тысячи оборотов в минуту. Поршневая группа находится в постоянном трении и температура достигает сотен градусов.
Во избежание перегрева и выхода из строя силового агрегата используется автомобильное масло. Покрывает все механизмы, создавая масляную пленку между соприкасающимися элементами.
В результате трение больше не является критическим, температура снижается, а детали служат дольше. Важно, чтобы масло было хорошо очищено.
Между стаканами блока цилиндров и поршнями расстояние составляет десятые доли миллиметра. Твердые включения даже микроскопических фракций приводят к неисправностям.
Виды моторных масел
Наиболее распространенное минеральное масло получают естественным путем после очистки сырой нефти. Оно самое дешевое, обладает хорошей текучестью и хорошо смазывает рабочие механизмы двигателя.
Но при низких температурах минеральные жидкости начинают замерзать и увеличивается вязкость. В результате снижается общая эффективность масла, а при его загрязнении быстрее образуются твердые включения.
Для эксплуатации в морозную погоду используется синтетическое масло, которое сохраняет свою текучесть. Его получают путем добавления в состав активных веществ (добавок). Они сохраняют тепло на морозе и не дают замерзнуть основному веществу.
Несмотря на свою эффективность, в жаркое время года синтетические моторные масла лучше не использовать по двум причинам:
- Жидкость быстрее загрязняется (из-за очень активных веществ, препятствующих ее замерзанию).
- Повышенные риски перегрева (из-за более высокой теплоемкости на единицу объема).
Вне сезона выгоднее использовать полусинтетическое масло. Это та же синтетика, но с меньшей дозой действующих веществ.
Какие моторные масла лучшие по составу? Однозначного ответа нет по простой причине: нет универсального состава, одинаково эффективного и в жару, и в мороз. При покупке рекомендуется исходить из ряда факторов:
- Цена.
Всегда лучше заливать самое выгодное по составу автомасло, ведь дополнительная переплата не имеет смысла (нет необходимости покупать синтетику в жару). - Климат региона.
В средней полосе и северных широтах часты большие морозы, поэтому лучше всего заливать синтетику. На юге России, Северном Кавказе и Казахстане достаточно использовать минеральное масло, изредка заливать полусинтетику. - Пробег.
Старые двигатели более изношены, и риск отказа выше. Поэтому лучше ограничить употребление синтетических продуктов.
Обратите внимание, что показатели расхода масла значительно увеличиваются для автомобилей после капитального ремонта и для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет. Средний расход масла после пробега 150 тыс км составляет 0,35-0,55 литра.
Увязнуть в неприятностях из-за вязкости
Масла с индексом вязкости в пределах 150-160 единиц вряд ли пропадут. Но только в случае полной синтетики. Минеральные и полусинтетические масла также могут иметь высокие значения этого показателя. Но вязкость его не естественная, она достигается за счет добавления в продукт специальных модификаторов, которые делают масло более густым в широком диапазоне температур.
Однако молекулы некоторых «дешевых» модификаторов разрушаются при работе двигателя под воздействием высоких температур. Это приводит к потере маслом своих первоначальных свойств, угару и быстрому износу двигателя. Отсюда вывод: доверяйте синтетике (например, все равно IDEMITSU 5W-30, это полностью синтетика с индексом вязкости 159 единиц), опасайтесь малоизвестных полусинтетик или минеральных масел, и ищите обозначение ILSAC GF — 5 в горшок.
Много непонятных букв: зачем маслу ILSAC GF-5?
15% любого моторного масла составляют присадки, придающие смазке разнообразные свойства. Правильно подобранные присадки защищают двигатель от износа, уничтожают нагар и отложения и даже экономят топливо. Что именно и в каком количестве было добавлено в тару, рядовой покупатель узнать не может. Единственным исключением является наличие на контейнере обозначения ILSAC GF-5.
ILSAC — это самая строгая на сегодняшний день сертификация, проводимая Международным комитетом по стандартизации и одобрению моторных масел. Параметров, по которым тестирует масла ILSAC, много, но среднестатистического автомобилиста в первую очередь будут интересовать три из них.
Во-первых, волатильность NOACK, о которой уже говорилось выше. Во-вторых, энергосбережение. Масла, прошедшие отбор ILSAC, экономят 1-2% топлива. Причем такой вывод делается на основе практического эксперимента. Расход топлива измеряется в лабораторном двигателе. Сначала на «новом» масле, а потом, после 100 часов работы, на «старом».
ILSAC GF-5 на упаковке уже сам по себе является знаком качества, но для обеспечения реальной экономии энергии можно найти информацию о параметре HTHS. Если его значение приближается к 3, то масло действительно уменьшит расход бензина. Проверим эти параметры на нашем «подопытном» IDEMITSU 5W-30. Он сертифицирован ILSAC GF-5 и имеет HTHS 3.0.
В-третьих, GF-5 обеспечивает меньший износ двигателя. Это достигается благодаря наличию специальных добавок, разрушающих отложения.
Подведем итоги. Выбирайте полностью синтетическое масло, сертифицированное в соответствии с самыми передовыми на сегодняшний день стандартами ILSAC GF-5 и API SN. Обратите внимание на температуру вспышки, летучесть и масла IDEMITSU. Они полностью синтетические, одни из немногих, которые имеют одновременно два сертификата и хорошие технические показатели, обеспечивающие минимальные отходы.