Если вы заметили, что охлаждающая жидкость начинает закипать, необходимо как можно скорее определить причину, так как это негативно скажется на работе двигателя. Хотя температура кипения антифриза выше, чем температура кипения воды, может случиться так, что охлаждающая жидкость не выдержит слишком высокой нагрузки. Причин для этого может быть много, например:
Уходит антифриз, а подтеков нет — что не так с машиной?
Работа двигателя автомобиля неразрывно связана с правильным функционированием системы охлаждения. Большая часть отказов системы вызвана утечками антифриза и последующим перегревом двигателя. Вовремя обнаруженные неисправности могут привести к ускоренному износу, повреждению двигателя и дорогостоящему ремонту.
Одной из наиболее распространенных проблем в системе охлаждения двигателя является утечка жидкости. Низкий уровень антифриза может вызвать проблемы в самом двигателе и в частях системы охлаждения. По этой причине необходимо регулярно проверять уровень жидкости в расширительном бачке, чтобы он не опускался ниже отметки MIN. Следующие признаки указывают на утечку охлаждающей жидкости:
- уровень охлаждающей жидкости постоянно понижается;
- отопитель перестаёт работать;
- температура мотора становится выше нормы.
Минимальное повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке считается нормальным. Однако если вам приходится регулярно добавлять охлаждающую жидкость, необходимо решить проблему.
Потёк радиатор двигателя
Наиболее распространенной причиной утечки охлаждающей жидкости из системы является дефект основного радиатора. Проблема может быть диагностирована по утечке в корпусе устройства или луже под автомобилем после стоянки. Повреждение теплообменников может быть вызвано следующими факторами:
- воздействие коррозии в результате длительной эксплуатации;
- удар камнем, вылетевшим из-под колёс.
Радиатор состоит из нескольких камер, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Даже малейшее повреждение одной из этих линий приведет к утечке. Для диагностики неисправности необходимо снять теплообменник с автомобиля, оценить повреждения и устранить утечку с помощью сварки или аргоновой сварки. Если утечку не устранить, двигатель будет перегреваться, что рано или поздно приведет к серьезным последствиям и дорогостоящему ремонту.
Неисправность радиатора или краника печки
Иногда возникает утечка в радиаторе салона. Проблема проявляется в виде лужи охлаждающей жидкости под ковриком пассажира и запотевания ветрового стекла. В этом случае радиатор следует снять с автомобиля для определения поврежденного участка и выполнить ту же процедуру, что и для основного радиатора.
В зависимости от марки и модели автомобиля для извлечения спирали нагревателя может потребоваться снять приборную панель.
Если утечка вызвана протекающим краном, на кране будут видны капли антифриза. Прибор обычно не подлежит ремонту и заменяется новой запасной частью. Иногда антифриз начинает подтекать из-за старения уплотнений между краном и радиатором. В этом случае их просто заменяют на новые.
Как найти место утечки антифриза
Поскольку утечка охлаждающей жидкости может происходить из различных мест системы, необходимо знать, где и как искать проблемную зону.
Визуальный осмотр патрубков и хомутов
Визуальный осмотр может быть использован для обнаружения утечки охлаждающей жидкости. Чем больше утечка, тем легче найти место утечки. Начните с заглушек, так как на многих автомобилях они открыты. При осмотре следует тщательно проверить каждый шланг системы охлаждения, особенно если компоненты были заменены некоторое время назад.
Для проверки труднодоступных мест можно использовать зеркало. Поврежденные шланги следует заменить. Если утечек нет, их следует осмотреть в качестве меры предосторожности. Кроме того, следует визуально осмотреть зажимы. Иногда утечка охлаждающей жидкости вызвана ослаблением крепежа. В этом случае более сильное затягивание зажимов может решить эту проблему.
Видео: течь антифриза из-за ослабления хомутов
Использование картона
Даже самые маленькие утечки можно обнаружить с помощью куска картона или бумаги. Для этого положите лист бумаги под моторный отсек. Капли или лужица антифриза будут хорошо видны на материале после длительной стоянки. На основании обнаруженного местоположения можно начать поиск области, где находится жучок, что гораздо проще.
Проверка расширительного бачка
Расширительный бак можно диагностировать несколькими способами:
- Протирают корпус насухо. После этого прогревают мотор до рабочей температуры и смотрят, есть ли на корпусе подтёки антифриза.
- Ёмкость демонтируют, сливают ОЖ и проверяют её при помощи автомобильного насоса и манометра. Для этого создают давление порядка 1 атмосферы и следят, будет ли оно снижаться или нет.
Третий метод заключается в проверке всей системы охлаждения на наличие утечек.
Диагностика крышки
Третий вариант — использовать третий метод. Для этого открутите колпачок холодного двигателя и потрясите им возле уха. Если вы слышите щелчок внутреннего шарика в клапане, устройство можно отремонтировать. Если такого звука не слышно, можно попробовать промыть крышку. Если это не помогает, лучше заменить его.
Видео: проверка крышки расширительного бачка
Использование флуоресцентной добавки в антифриз
Достаточно новый метод диагностики системы охлаждения заключается в использовании специальной присадки в охлаждающую жидкость. Сегодня существует широкий ассортимент таких добавок. Обычно их добавляют в охлаждающую жидкость и проверяют с помощью ультрафиолетовой лампы во время работы двигателя. Он помогает обнаружить утечки, проверяя элементы и механизмы системы по очереди. Этот вид проверки наиболее эффективен, поскольку позволяет проверить скрытые утечки, а также когда утечка охлаждающей жидкости минимальна. Такие пятна трудно обнаружить при визуальном осмотре.
Утечка антифриза без видимых подтёков
Если охлаждающая жидкость вытекает без видимых причин, проблема, скорее всего, скрытая, поскольку антифриз попадает внутрь двигателя.
Прогорание прокладки ГБЦ
Наиболее вероятной причиной утечки является заржавевшая прокладка головки блока цилиндров или нарушение посадки между головкой блока цилиндров и блоком головки блока цилиндров вследствие перегрева двигателя.
Прокладка служит для уплотнения и отделения головки блока цилиндров от блока цилиндров.
Попадание антифриза в цилиндры может сопровождаться белым дымом из выхлопной трубы, что является результатом сгорания ОЖ. В случае неправильной установки прокладки либо её прогорания, в расширительном бачке иногда можно наблюдать пузыри воздуха. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью нельзя, поскольку велика вероятность повреждения головки с последующим дорогостоящим ремонтом. Устраняется неисправность путём замены уплотнителя своими силами либо в автосервисе.Если причина кроется в повреждении головки, узел необходимо проверить и отшлифовать на специальном станке. Некоторые автолюбители занимаются шлифовкой самостоятельно, но поскольку ГБЦ является ответственным механизмом, то эту процедуру лучше проводить на специализированном оборудовании в условиях сервиса.
Замена прокладки
- Покупают прокладку ГБЦ на двигатель вашего авто.
- Демонтируют крышку клапанов, воздушный фильтр и различные трубки, которые к ней фиксируются.
- Откручивают крепление ГБЦ, для чего понадобится головка соответствующей размерности и вороток, поскольку крепёж заворачивается с большим усилием. Утечку можно попытаться устранить, затянув болты сильнее. Если это не поможет, головку всё-таки придётся снять.
- Демонтируют головку и прокладку.
- Протирают плоскости на блоке и ГБЦ, после чего устанавливают прокладку и монтируют всё в обратном порядке. Затяжку головки производят в шахматном порядке с усилием, которое указывается в инструкции по ремонту к вашему автомобилю.
Независимо от того, по какой причине была снята прокладка головки блока цилиндров, всегда необходимо устанавливать новую.
Видео: замена прокладки ГБЦ на примере «Ланоса»
Трещина ГБЦ или блока
Помимо прогоревшей прокладки, утечка может быть вызвана трещинами в головке блока цилиндров или самом блоке цилиндров, при этом утечка охлаждающей жидкости не обязательна. Если эта неисправность затрагивает масляные и охлаждающие магистрали, охлаждающая жидкость может засасываться в цилиндры двигателя и смешиваться с охлаждающей жидкостью двигателя. Затем уровень жидкости снижается, и масло теряет свои свойства. Эта неисправность приводит к сильному износу деталей двигателя, уплотнений и повреждениям.
Поскольку при контакте охлаждающей жидкости с маслом образуется эмульсия, следует проверить уровень масла и визуально оценить его качество. Если щуп показывает заметно повышенный уровень смазки и на нем присутствует коричневато-белое, пенистое вещество, это указывает на утечку антифриза в системе смазки. Во время диагностики можно также выкрутить свечи зажигания. Если на них есть белые пятна, это также является признаком попадания охлаждающей жидкости в масло. В этом случае двигатель следует разобрать и тщательно осмотреть головку и блок на наличие трещин. Обычно эта процедура выполняется на станции технического обслуживания.
Причины
Если вы обнаружили утечку антифриза, выясните причину:
- В зимнее ОЖ в расширительном бачке как и любая жидкость имеет свойство немного уменьшаться в объеме.
- В бачке или же крышке появились трещины. Найти их сложно, потому, что трещинки фактически невидны и напоминают царапинки.
- Разгерметизация соединений вследствие ослабления хомутов.
- Дефекты шлангов, патрубков.
- Износ прокладки термостата.
- Неисправности в радиаторе.
- Попадание жидкости в моторное масло.
Признаки
- из-под капота автомобиля идет пар;
- при включении из глушителя автомобиля начал идти белый дым;
- салонная печка охлаждает воздух, вместо того, чтобы его подогревать;
- загорелась лампочка о перегреве двигателя;
- указатель на термометре достиг предельного значения;
- пахнет в салоне машины антифризом.
Не требуется специальных знаний или квалификации, чтобы определить, в чем именно заключается неисправность и откуда происходит утечка охлаждающей жидкости.
- При помощи щупа проверяем уровень масла в двигателе. В случае если на нем имеются следы от белой пены, то это может означать, что произошло смешивание хладагента с маслом.
- Проверьте свечи, наличие на них пятен белого цвета указывает на попадании антифриза в мотор автомобиля.
- Запах антифриза в салоне также указывает на неисправности в системе.
- Проверьте бачок на наличие трещин
- Проверьте крышку вполне возможно, что она в порядке, но недостаточно закручена.
- Проверьте целостность, шлангов.
- Проверьте, хорошо ли затянуты хомуты.
Устраняем проблему
Во-первых, уменьшение количества антифриза или охлаждающей жидкости может быть связано с простым уменьшением объема охлаждающей жидкости в зимний период. Как вы знаете, объем любой жидкости уменьшается при понижении температуры. В этом случае не стоит беспокоиться. Объем охлаждающей жидкости может также уменьшиться из-за испарения воды во время работы двигателя или из-за дефекта крышки или расширительного бачка. В этом случае необходимо систематически добавлять в бак дисцилят или охлаждающую жидкость. Чтобы исключить испарение, необходимо осмотреть резервуар и крышку на наличие трещин. Если обнаружены трещины, их необходимо немедленно заменить.
Утечки охлаждающей жидкости могут быть вызваны повреждением разъемов, труб, ослаблением соединений или ослаблением разъемов в соединении с теплообменником. Это легко проверить: Положите под машину коробку или бумагу и проверьте ее через день или около того. Если антифриз вытекает, в местах утечки будут видны пятна.
Проверьте шланг, соединяющий термостат с радиатором. Если он влажный в месте соединения с радиатором, утечка может быть там. Необходимо установить зажим немного выше, чем существующий.
Проверьте прокладку термостата. Нередко утечки возникают из-за потери уплотнительных свойств прокладки.
Частой причиной утечки охлаждающей жидкости может быть проблема с радиатором. Признаки включают запотевшие окна, мокрый ковер возле пассажирского сиденья и конденсат возле диагностического порта. В случае образования лужи под ковриком необходимо снять часть переднего пассажирского салона. Чтобы проверить, не неисправен ли теплообменник, соедините входной и выходной патрубки радиатора. Если охлаждающая жидкость перестала выходить, причина в радиаторе.
В более сложном случае охлаждающая жидкость попадает в масло. Его легко распознать по белому, сладковатому дыму, выходящему из выхлопной трубы при работающем двигателе. На щупе также можно увидеть типичное масляное пятно.
Затем проверьте свечи зажигания — если они белые, это подтверждает, что в двигатель попал антифриз. Не стоит волноваться, но лучше вызвать профессионала для устранения проблемы.