Механический дизайн сегодня встречается все реже и реже. Однако на основе этого типа устройств калиброванные манометры используются в диагностике автомобилей. Они позволяют узнать фактические значения.
Замена датчика давления масла: где стоит, как проверить и почему горит указатель, принцип работы
Двигатели современных автомобилей оснащены различными датчиками и регуляторами для обеспечения правильной работы. Одним из таких устройств является датчик давления масла. Для чего нужно это контрольное устройство, где оно находится, как его можно проверить и заменить? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Характеристика ДДМ
Каковы причины того, что в цифровом или механическом устройстве заканчивается масло, каков принцип работы DDM, где он находится, как его можно проверить, заменить и поставить новый блок управления? Мы рекомендуем сначала выяснить, каково назначение и где может находиться удаленный двухполюсный аналоговый DMU.
Предназначение и расположение
Когда двигатель работает, моторная жидкость должна поступать ко всем компонентам силового агрегата, особенно к узлам трения двигателя. Одним из способов попадания масла в эти зоны является разбрызгивание, которое происходит из-за высокого давления. Если давление падает и становится тревожным, трение в системе увеличивается, что может привести к заеданию и быстрому износу. Чтобы предотвратить это и предупредить водителя о возможных проблемах, трансмиссия оснащена системой контроля давления.
Когда давление в системе падает, электронный или механический блок PMU автомобиля посылает сигнал на приборную панель. На приборной панели есть специальный индикатор — контрольная лампочка, которая мигает или горит постоянно при получении сигнала. Что касается места установки, то разные производители автомобилей могут устанавливать SDM в разных местах. Поэтому для определения места установки следует ознакомиться с руководством по техническому обслуживанию автомобиля. Например, на отечественных VAC устройство расположено за головкой блока цилиндров, рядом с кожухом ремня ГРМ.
Виды
В современных автомобилях могут использоваться два типа устройств управления:
- Электронный или цифровой. Такие контроллеры могут работать в двух режимах — либо давление имеется, либо нет. Более точную информацию о состоянии получить невозможно, такой девайс может только предупредить автомобилиста о том, что давление в системе отсутствует. Как сказано выше, это происходит благодаря указателю на приборке — лампа может загореться или моргать, если это так, то следует в первую очередь проверить уровень жидкости в моторе.
- Устройство механического типа. Механические контроллеры после подключения в соответствии со схемой могут точно определить значение давления в системе. В данном случае водитель также будет оповещен с помощью индикатора, но кроме лампочки, на приборке будет располагаться и соответствующая шкала.
Фотогалерея «Разновидности устройств»
Устройство
Цифровые контроллеры содержат в своей конструкции следующие элементы:
- сам корпус;
- рабочую мембрану;
- контакты для подключения;
- толкательный элемент.
В механических контроллерах, помимо этих элементов, есть также регулятор и обмотка закиси азота.
Принцип работы электронного и механического датчиков давления масла
Начнем с цифровых элементов управления. Когда водитель включает зажигание, на приборной панели начинает светиться индикатор DPM. При запуске силового агрегата в системе смазки создается давление, которое воздействует на мембрану. Мембрана начинает взаимодействовать с плунжером, который, в свою очередь, размыкает контакты. При уменьшении значения рабочего параметра контакты блока управления размыкаются, что, в свою очередь, приводит к включению сигнальной лампы на приборной панели (видео Андрея Алексеева).
Руководство по проверке ДДМ
Перед заменой и установкой нового устройства необходимо проверить, работает ли блок управления. Если SDM загорается при работе двигателя на холостом ходу, при включении выхлопных фонарей или при изменении температуры, необходимо обязательно провести диагностику устройства.
Как провести испытание DMU:
- Сначала регулятор нужно снять.
- Вам потребуется мультиметр — прибор настраивается в режим диагностики цепи на обрыв.
- Далее, контроллер подключается к насосу, к нему же подсоединяется и тестер. Обратите внимание — насос должен быть с манометром.
- Затем несильно нажмите на насос, чтобы он подал воздух через контроллер. Если устройство работоспособное, то мембрана начнет сгибаться и перемещать толкательный механизм (автор видео — канал СамоделTV).
Зачем нужен прибор, его разновидности
Во-первых, важно пояснить, зачем нужен датчик давления масла. Он необходим для автоматического измерения давления рабочей жидкости, необходимой для смазки основных компонентов двигателя. Если в системе недостаточно масла, в двигателе происходят необратимые изменения: сила трения цилиндров и других движущихся частей многократно возрастает, что приводит к их дальнейшей замене.
Датчики давления делятся на два типа:
- Контрольный. Это электрический прибор, который состоит из резистора и преобразователя. Вся информация передается в ЭБУ.
- Датчик аварийного давления масла. Устанавливается на большинстве транспортных средств. Он показывает водителю, какое количество технической жидкости находится в системе. Как правило, давление отображено на стрелочном указателе.
Принцип работы электронного и механического прибора
Прежде чем узнать, как работает датчик давления масла, необходимо рассмотреть, из чего он состоит.
Прежде чем узнать, что такое датчик избыточного давления, необходимо знать:
- фильтр;
- заглушка;
- толкатель;
- привод насоса;
- электрические клеммы;
- индикатор.
Как устроен механический регулятор:
- заглушка;
- шток;
- спиральная обмотка;
- стрелочный индикатор.
Принцип работы электронного датчика давления масла:
- После того, как автомобилист завел транспортное средство, масло подается в систему.
- Автоматически срабатывает толкатель масляного фильтра, и происходит смещение заглушки.
- Происходит размыкание цепи, и сигнал поступает на датчик масла.
- Загорается индикатор, который сообщает водителю о состоянии работы системы.
Как работает механический датчик давления масла:
- Под давлением в магистрали начинает смещаться заглушка.
- Учитывая положение заглушки, шток перемещается и оказывает воздействие на стрелочный указатель.
Расположение
Расположение датчика давления масла зависит от конструкции автомобиля. Тестер аварийного давления масла обычно расположен на головке блока цилиндров. Он расположен рядом с краном радиатора. Для крепления манометра используется коллектор высокого давления.
В современных автомобилях могут использоваться два манометра. Аварийный тестер размещается перед клапаном сброса давления, а второй — после редуктора давления.
При визуальном осмотре манометр на двигателе выглядит следующим образом: Манометр установлен на головке цилиндра, а черная трубка ведет к разъему. Других элементов нет.
Где расположен датчик давления масла на разных автомобилях:
- ВАЗ 8, 9 и 10 серия (8 клапанов). Найти его не составит труда, достаточно посмотреть на главный блок цилиндров. Контроллер будет находиться возле заслонки ремня.
- ВАЗ-2110 и 2111 (16 клапанов). Автолюбителю требуется посмотреть на распределительный вал. Измерительный прибор будет установлен прямо на блоке.
- ЛАДА Калина. Требуется открыть капот автомобиля и посмотреть на главный блок цилиндров. Измерительный прибор будет вмонтирован в гнездо возле заслонки ремня.
- Audi (модельный ряд до 2010 года). Необходимо открыть капот и обратить внимание на масляный фильтр, ибо располагают прибор именно в нем. Второй датчик температуры масла будет находиться возле ГБЦ.
- Chevrolet Lanos. Обнаружить контроллер можно, загнав машину в гараж с ямой, так как прибор вмонтирован в насос.
- Ford (модельный ряд до 2008 года). Владельцу транспортного средства нужно заглянуть под передний бампер, так как устройство установлено возле радиатора.
- Mitsubishi Lancer. Датчики давления масла находятся возле фильтра и радиатора.
- Nissan X-Trail. Чтобы обнаружить измеритель, требуется снять правое колесо и отсоединить заслонку ремней. Прибор располагается рядом с гидроусилителем руля.
- Opel Astra. Если снять правое колесо, то прибор можно найти возле генератора.
- Volkswagen Golf. В автомобиле используются сразу два прибора. Один установлен на торце головки блока цилиндров, а другой на фильтре.
- Volkswagen Passat. Здесь также используются два контроллера. Один вмонтирован в фильтр, другой расположен на выпускном коллекторе фильтра.
- ГАЗ с двигателем ЗМЗ №405. Обнаружить контроллер не составит труда, достаточно открыть капот и посмотреть на главный блок цилиндров. Измеритель будет вкручен прямо в него.
Причины низкого давления масла
Существует несколько причин, по которым может загореться предупреждающий индикатор:
- снижение производительности масляного насоса;
- неисправность обратного клапана масляного фильтра;
- грязь в двигателе;
- износ вкладышей двигателя;
- повышенный износ распредвала и его постели;
Эти неисправности могут быть фатальными для всего двигателя, поэтому их нельзя игнорировать. Движение с низким давлением масла может привести к локальному перегреву деталей, деформации и засорению. Это особенно актуально для движущихся частей, подверженных трению.
Порог срабатывания датчика давления масла
Для большинства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания нормальным считается давление масла не менее 1 бар на холостом ходу. Если это значение меньше, значит, в масляной системе двигателя есть проблема. В этом случае машина должна быть соответствующим образом отремонтирована.
Порог срабатывания датчика в большинстве случаев составляет 0,1 бар. Модели Mitsubishi имеют значение 0,7 — 0,8 бар. Для автомобилей Nissan предлагаются датчики с пороговым значением 0,6 бар. У Subaru самый низкий порог, который составляет всего 0,15 бар, и это очень жаль. Чем выше порог, тем лучше, потому что снижение давления масла в двигателе — это постепенный процесс, происходящий в порядке износа, и лучше, если водитель знает об этом заранее. Таким образом, есть шанс спасти двигатель до того, как он «выдохнется».
Где находится датчик ДДМ
Существует только два места, где могут быть установлены такие устройства:
- Головка блока цилиндров;
- Блок цилиндров;
Первое место — одно из лучших. Причина этого в том, что для проталкивания масла в распредвалы необходимо хорошее давление. Это давление уже снижено в верхней части двигателя и должно составлять не менее 1 бар без потерь. Датчики на верхней части двигателя регистрируют потери и могут предупредить владельца автомобиля, когда двигатель начнет изнашиваться. В этом случае головка блока цилиндров еще не повреждена.
Датчик давления масла, прикрученный к самому блоку цилиндров, не может похвастаться таким достоинством. В то время как давление в блоке все еще находится в пределах нормы, в головке блока цилиндров оно начинает падать. Со временем двигатель подвергается износу, но это не указано на панели.
Типы и расположение масляных датчиков на «Фольксваген Пассат»
Серия Volkswagen Passat выпускается с 1973 года. За это время несколько раз менялись как двигатели, так и масляные датчики автомобиля. Поэтому расположение датчиков давления масла зависит как от года выпуска автомобиля, так и от типа установленного двигателя. Нередко при покупке нового датчика давления масла автолюбитель обнаруживает, что манометры для его автомобиля больше не выпускаются.
Основные типы масляных датчиков
Сегодня датчики представлены на рынке под обозначениями EZ, RP, AAZ и ABS. Каждое из этих устройств может быть установлено только в определенный тип двигателя. Владелец автомобиля может узнать, какой датчик ему нужен, в руководстве по эксплуатации. Устройства отличаются не только маркировкой, но и расположением, цветом и количеством контактов:
- синий масляный датчик с одним контактом. Устанавливается рядом с блоком цилиндров. Рабочее давление составляет 0,2 бар, номер по каталогу — 028–919–081;Датчик 028–919–081 устанавливается на всех современных автомобилях «Фольксваген Пассат»
- чёрный датчик с двумя контактами. Вкручивается непосредственно в корпус масляного фильтра. Рабочее давление 1,8 бар, каталожный номер — 035–919–561А;Чёрный датчик 035–919–561А на «Фольксваген Пассат» имеет два контакта
- белый датчик с одним контактом. Как и предыдущая модель, устанавливается на масляный фильтр. Рабочее давление 1,9 бар, номер по каталогу — 065–919–081Е.Одноконтактный белый датчик давления масла 065–919–081Е устанавливается на «Фольксваген Пассат» В3
Расположение масляных датчиков
Почти во всех современных моделях Volkswagen Passat всегда используется пара масляных датчиков. Это относится и к модели B3. Там оба датчика расположены в корпусе масляного фильтра: один ввинчен непосредственно в корпус, другой прикреплен к небольшому кронштейну прямо над фильтром. Такая схема оказалась очень удачной, поскольку она обеспечивает наиболее точную информацию о давлении масла в двигателе.
Цифрой 1 обозначена пара датчиков в масляном фильтре VW.
Если давление масла слишком высокое или слишком низкое, один из датчиков отключается, и на приборной панели перед водителем загорается предупреждающая лампочка. Нижний предел давления масла ниже 0,2 бар. Верхний предел составляет более 1,9 бар.
Читайте также: Как поменять кольца на 402 двигателе не снимая двигатель
Местоположение устройства в разных видах авто
Положение датчика также может меняться в зависимости от марки и модели автомобиля. Каждый производитель автомобилей по-своему комбинирует механизмы под кузовом.
Чаще всего SDM находится рядом с головкой блока цилиндров и масляным фильтром. В некоторых случаях для доступа к датчику можно просто открыть капот без демонтажа других компонентов. В других случаях датчик можно извлечь снизу только через отпечаток экрана.
Нормальное положение — рядом с двигателем
Таблица: где находятся датчики давления масла на популярных моделях авто
Автомобиль | Где находится датчик давления масла | Наиболее удобный доступ к датчику |
ВАЗ 2108/09/099 ВАЗ 2110/11 (8-клапанный двигатель) | Позади правее двигателя в гнезде главного блока цилиндров, возле щитка ремня. От датчика отходит один провод. | Сверху |
ВАЗ 2110/11 (16-клапанный двигатель) | Слева позади двигателя на блоке распределительного вала. От датчика отходит провод, а рядом с ним проходит 2 пучка проводов в изоляторе чёрного цвета. | Сверху |
Лада Калина | Позади правее двигателя в гнезде главного блока цилиндров, возле щитка ремня. От датчика отходит один провод. | Сверху. Необходимо сначала снять пластиковую крышку блока цилиндров. |
Audi — большинство моделей | В непосредственной близости от масляного фильтра. Может быть и второй датчик — на главном блоке цилиндров. Характерная черта — от него отходит один провод. | Сверху |
Chevrolet Lanos | На масляном насосе снизу двигателя. Характерная черта — от него отходит пучок проводов в изоляторе. | Снизу (когда авто находится на эстакаде или над ямой). |
Ford Transit | Под передним бампером около масляного радиатора посередине автомобиля на двигателе. | Снизу (когда авто находится на эстакаде или над ямой). |
Mercedes-Benz — большинство моделей | На картере немного правее от центра автомобиля. | Снизу (когда авто находится на эстакаде или над ямой). |
Mitsubishi Lancer | Позади и немного правее двигателя (вкручен в двигатель) рядом с масляным фильтром. Характерная черта — от него отходит один провод. | Снизу (когда авто находится на эстакаде или над ямой). |
Nissan X-Trail | Снизу на блоке рядом с насосом гидроусилителя руля. | Сняв правое колесо и пластиковый щиток ремней. |
Opel Astra | На уровне картера справа со стороны генератора. Характерная черта — от него отходит один провод. | Сняв правое колесо. |
Volkswagen Golf, Jetta | Датчик аварийного давления масла находится слева в торце головки цилиндров. Ещё один датчик — недостаточного давления — находится на масляном фильтре справа от автомобиля. | Сверху и снизу соответственно. |
Volkswagen Passat | Два датчика: первый находится на кронштейне до масляного фильтра, второй — на выходе из масляного фильтра. | |
Газель (двигатель ЗМЗ-405) | Справа сверху на главном блоке цилиндров. От датчика отходит провод. | Сверху. |
Причины и признаки неисправности
Водитель любого автомобиля должен знать, что большинство неисправностей системы смазки устранить не очень сложно. Однако могут возникнуть неисправности, требующие привлечения мастерской и специального оборудования.
Признаками неисправности датчика давления масла могут быть:
- потеря мощности автомобилем при разгоне;
- нестабильность срабатывания замка зажигания;
- резкие толчки при езде на малых оборотах;
- невозможность завести машину.
Причины выхода из строя датчика давления масла включают:
- выработанный ресурс устройства;
- деформация мембраны;
- короткое замыкание в проводке;
- выход из строя реле датчика.
Поэтому необходимо уделять пристальное внимание такому устройству, как DDM, так как от его работы зависит состояние двигателя. Когда датчик начинает «врать» и «фальсифицировать показания», фрикционные детали силового агрегата очень быстро изнашиваются, что в конечном итоге приводит к заклиниванию двигателя.