Головка цилиндра механизма управления сконструирована таким образом, чтобы обеспечить плотное уплотнение между поршнем и поверхностью камеры сгорания двигателя.
Последствия неправильной затяжки
Если крепежные элементы головки блока цилиндров затянуты слишком туго, слишком слабо или в неправильной последовательности, уплотнение между головкой блока цилиндров и блоком цилиндров будет протекать. В этом случае мощность двигателя снижается, а уровень шума повышается. Вода из системы охлаждения также попадает в моторное масло, и детали двигателя больше не могут смазываться должным образом.
Определите, с каким диапазоном крутящего момента вам приходится работать чаще. Выберите инструмент так, чтобы ваш диапазон находился в середине указанного диапазона гаечного ключа для большей точности. Большинство моделей с крутящим моментом от 20 до 210 Нм и приводом ½» подходят для большинства автомобилей.
Порядок затяжки ГБЦ
Затяжка головки с правильным моментом затяжки динамометрическим ключом устраняет проблемы с камерой сгорания и синхронизацией.
Все головки цилиндров крепятся к блоку двумя рядами болтов параллельно камерам сгорания. Порядок затяжки может быть разным (существует несколько правильных методов), но всегда следует сначала затянуть центральную пару болтов (НО НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ!), затем левый и правый крайние болты.
Монтаж с требуемым моментом
«После того как вы затянули винты, затяните их снова в том же порядке. Это делается в три этапа:
- Момент 30-40 Нм.
- Не меняя последовательности затягиваем с усилием 70-80 Нм.
- Производим финальную обтяжку, выставив на динамометрическом ключе усилие в строгом соответствии с технической документацией автомобиля.
ВАЖНО! Прокладка между головкой цилиндров и блоком сжимается, поэтому окончательную затяжку следует повторить через полчаса — час.
Процедуру также следует повторить после короткого пробега, поскольку прокладка также сжимается при прогреве двигателя.
Чем опасен неправильный момент затяжки
Несоблюдение инструкций может привести к повреждению двигателя из-за утечек и смешивания рабочих жидкостей. Это приведет к утечке прокладки или самой головки блока цилиндров.
При неправильном моменте затяжки прокладки головки блока цилиндров прокладка головки блока цилиндров будет прижиматься неравномерно: недозатянутый болт не прижмет ее с нужным усилием, а перетянутый болт удлинит и ослабит прокладку. Головка деформируется и изгибается, вызывая утечку прокладки.
В большинстве случаев охлаждающая жидкость попадает в масло. Плохие условия смазки приводят к разрушению втулок и подшипников коленчатого вала, а недостаток охлаждающей жидкости приводит к перегреву и дальнейшей деформации головки блока цилиндров. Вероятность попадания выхлопных газов и масла в воду меньше, но последствия также серьезны.
Чрезмерно затянутые болты в сочетании с сильным перегревом могут привести к появлению трещин в головке блока цилиндров.
Как контролировать момент затяжки
Момент затяжки головки блока цилиндров указан в ремонтной документации. Также имеется схема затяжки болтов головки блока цилиндров и описание процедуры затяжки. Для затяжки используются динамометрические и угловые гаечные ключи.
Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
Динамометрические ключи могут быть:
- стрелочные;
- со щелчком;
- комбинированные;
- электронные.
Динамометрические ключи различаются по размеру и диапазону:
- Стрелочный, или шкальный представляет собой квадрат под головку, с гибким упругим рычагом — это чувствительный элемент ключа. На нем закреплена шкала, к которой от квадрата параллельно рычагу подведена неподвижная стрелка. При затяжке рычаг изгибается, и шкала вместе с ним поворачивается относительно стрелки. При определенном моменте затяжки болтов ГБЦ затяжку прекращают. Шкала такого прибора может быть вынесена на циферблат
- Ключ со щелчком чаще всего применяется для затяжки ГБЦ. Инструмент считается профессиональным и более точным, чем шкальный. К тому же он компактнее, и позволяет работать в труднодоступных местах, не всматриваясь в шкалу. Необходимый момент затяжки точно настраивается предварительно. При его достижении ключ щелкнет — значит работу нужно остановить.
- Комбинированный ключ — очень редкий. Дополнительно к шкале он имеет специальный зуб, который при достижении установленного момента срывается с упора и щелкает. Инструмент позволяет точно выдерживать параметр затяжки, а также наблюдать за динамикой изменения момента затяжки.
- Электронные динамометры при этих работах применяются редко, хотя и обладают высокой точностью.
В идеальных условиях момент затяжки болтов в головке цилиндра пропорционален углу поворота. Однако сопротивление винта не является постоянным: шероховатость резьбы, температура, смазка и попадание случайных частиц — все это влияет на показания. Наша задача — придать винту нужное натяжение, немного растянув его в области упругой деформации.
Угловой гаечный ключ нечувствителен к сопротивлению и поэтому более точен. С помощью этого ключа головка цилиндра затягивается чаще на заключительном этапе. При отсутствии углового ключа крепеж поворачивается путем нанесения насечек маркером или мелом и подсчета количества граней. Этот метод примитивен, но обеспечивает необходимую точность и используется профессионалами.
Динамометрические ключи — это не стопорные, а измерительные инструменты. Они не предназначены для длительного использования в качестве трещотки, а тем более для закручивания гаек.
Понимание назначения инструмента делает важным его правильное использование. Я готовил водителей для обслуживания газовых электростанций на Крайнем Севере. Ребята были трудолюбивыми и неопытными. Я практически показал им, как пользоваться динамометрическим ключом с щелчком. Все они научились устанавливать крутящий момент. Я объяснил, что затягивание гаечного ключа заканчивается, как только он щелкнет. Давайте приступим к работе. Мне пришлось затянуть его всего на 5 кгс.м. Когда я проходил мимо, он поставил ногу на раму и потянул гайку гаечным ключом. Я спросил его, зачем он это делает, и он ответил: «Неважно. Я затягиваю его динамометрическим ключом, а затем сжимаю для надежности». Вы не обязаны делать все правильно. Вы должны делать это правильно.
Когда необходимо производить затяжку ГБЦ
Затяжка болтов головки блока цилиндров выполняется для всех работ, связанных с установкой этой детали. Наиболее распространенным является замена прокладки головки блока цилиндров. Ремонт самой головки блока цилиндров, замена поршневых колец и многие другие ремонтные работы также предполагают установку/переустановку головки блока цилиндров.
Треснувший болт головки блока цилиндров также можно заменить без снятия головки блока цилиндров.
Программа технического обслуживания может также включать необходимость подтяжки болтов головки блока цилиндров. Эта процедура несколько устарела, но все еще используется, когда болты растянуты, прокладка сжимается или деформирована сама головка цилиндра.
Если прокладка протекает незначительно, можно попробовать подтянуть ее, но, к сожалению, в большинстве случаев это не помогает.
Как установить головку блока цилиндров на двигателе
Головка блока цилиндров — одна из самых важных частей двигателя автомобиля. Функциональность, стабильность, надежность и топливная экономичность двигателя зависят от того, как он установлен и отрегулирован.
В нашей статье мы рассказываем, как можно быстро и без особых усилий самостоятельно установить головку блока цилиндров на семейный автомобиль ВАЗ.
Установка ГБЦ: порядок действий и общие рекомендации
Первым условием правильной и безопасной установки головки блока цилиндров является чистота места установки. Тщательно очистите поверхность блока, на которую будет устанавливаться головка блока цилиндров. Сначала очистите его острым предметом, а затем специальным автомобильным очистителем, который удаляет остатки охлаждающей жидкости и масла.
Обратите особое внимание на отверстия, в которые вкручиваются болты. Они удаляют масло, воду и грязь. А когда болты головки блока цилиндров втягиваются в блок, избыточное давление, создаваемое при закручивании болтов, может вызвать микротрещины в блоке цилиндров. Когда двигатель нагревается, газы проходят через эти микротрещины, газы пробивают уплотнение между головкой блока цилиндров и блоком двигателя, и вода из системы охлаждения попадает в масло. Ремонт двигателя гарантирован для вас! И это в лучшем случае. Поэтому рекомендуется тщательно проверить отверстия перед вкручиванием болтов и промокнуть их чистой тряпкой, а также отверткой, чтобы добраться до дна.
После очистки пространства под головкой блока цилиндров можно приступать к установке. Установка головки блока цилиндров начинается с правильной установки прокладки между головкой и блоком цилиндров.
Отверстия в блоке цилиндров должны четко совпадать с отверстиями в прокладке, только в этом случае установка будет правильной.
А головка блока цилиндров должна быть тщательно очищена от нагара, грязи, масла и охлаждающей жидкости. Если есть подозрение, что головка блока цилиндров перегрета или деформирована иным образом, ее проверяют на специальном устройстве, а затем при необходимости заземляют.
Прокладка головки блока цилиндров может «соскочить» при установке головки блока цилиндров на место, поэтому будьте осторожны.
Считается, что головка блока цилиндров находится на месте, когда она «уложена» на направляющие и на пути нет шлангов, кабелей или труб. Затем начните прикручивать его на место. Чтобы не перепутать болты, их следует предварительно пометить. Внутренние болты покрыты маслом, поэтому их трудно спутать с внешними болтами, и это будет маркировка.
Если у вас нет пневматического или электрического инструмента, вы можете затянуть болты головки цилиндра старым добрым талрепом.
Винты затягиваются только динамометрическим ключом, не окончательно, но для этого существует специальный динамометрический ключ. Проверить правильный момент затяжки, рекомендованный производителем, можно с помощью динамометрического ключа.
Рекомендуется установить момент первой затяжки на 2 кг. Важно обратить внимание на правильный порядок затягивания винтов — попарно от центра к краю. Таким образом, голова не будет наклонена.
Момент второй затяжки не должен превышать 8 кг. Порядок затяжки всегда должен быть одинаковым, от центра к концам, попарно. Затянув болты до 8 кг, сделайте еще два поворота, оба на 90°. Поверните динамометрический ключ сначала на 90°, а затем второй раз мимо болтов.
Порядок затяжки ГБЦ ваз 2109 – протяжка, какое усилие
В целом, независимо от двигателя внутреннего сгорания, в процессе эксплуатации совсем не обязательно затягивать болты на головке блока цилиндров. В случае с российскими автомобилями, нет вины срыва болтов головки блока цилиндров ваз 2109, даже затяжка болтов должна производиться до прохождения полного технического осмотра автомобиля. Если в автомобиле имеется значительное количество скопившейся влаги в месте контакта блока с цилиндрами, в этом случае болты следует затянуть. Кроме того, это признак утечки смазочной жидкости из двигателя автомобиля.
Основные причины, по которым потребуется подтяжка головки ВАЗ 2109:
Само устройство было повреждено в результате сильного перегрева двигателя внутреннего сгорания. Если двигатель постоянно выполняет свои основные функции при высоких температурах, это может привести к серьезным повреждениям. Поэтому прокладка головки блока цилиндров обязательно должна быть отремонтирована и восстановлена с моментом затяжки.
Прокладка головки блока цилиндров потеряла герметичность или была непосредственно повреждена. Если повреждение не будет устранено как можно скорее, моторная жидкость просочится в основную систему охлаждения. Прокладку необходимо заменить на новую. Наконец, необходимо правильно затянуть винты крышки.
Двигатель внутреннего сгорания отслужил свое.
⚠️ Каковы последствия неправильного момента затяжки ГБЦ?
Несоблюдение момента затяжки головки блока цилиндров может привести к серьезным последствиям для головки блока цилиндров и ее прокладки. Эти последствия будут следующими:
- Деформация ГБЦ : он закреплен неправильно и будет перекручиваться при использовании транспортного средства;
- Потеря герметичности Прокладка головки блока цилиндров : Моторное масло протекает под автомобилем, и моторное масло смешивается с охлаждающей жидкостью;
- Один перегрев двигателя : поскольку в двигатель больше не поступает охлаждающая жидкость, она нагревается до более высокой температуры, чем обычно;
- Le сигнальная лампа двигателя загорится : информирует водителя о неисправности двигателя. В этом случае эта проблема вызвана неправильным моментом затяжки ГБЦ;
- Чрезмерное потребление машинное масло : при утечке моторного масла автомобиль компенсирует это за счет потребления большего количества моторного масла.
👨🔧 Как правильно затянуть головку блока цилиндров?
Чтобы правильно затянуть головку блока цилиндров, прежде всего, необходим правильный инструмент. Для выполнения этой операции необходим гаечный ключ, при этом следует проверить диапазон значений затяжки гаечного ключа относительно головки цилиндра.
При затяжке головки блока цилиндров важно соблюдать точный момент затяжки, поэтому действовать следует в следующем порядке:
- Затягивайте каждую гайку с меньшим крутящим моментом, чем рекомендовано производителем. Необходимо начинать с гаек в центре, а затем гайки наружу, чередуя края головки блока цилиндров;
- Подождите несколько минут, пока головка блока цилиндров не выровняется правильно;
- Выполните вторую затяжку до рекомендованного значения крутящего момента.
Соблюдение значений крутящего момента головки блока цилиндров важно не только для ее обслуживания, но и для защиты двигателя. Поскольку эта манипуляция довольно сложна, не стесняйтесь доверить ее механику рядом с вами, найдя его в нашей сравнительной мастерской!
Особенности выполнения работ на примере некоторых авто
В качестве подтверждения оценки того, что каждая система привода имеет свои особенности при затяжке головки блока цилиндров, рассмотрим тонкости выполнения этой работы на конкретных моделях.
ВАЗ-2112 16 клапанов
Некоторые модификации ВАЗ-2112 оснащались двумя типами двигателей с 16 клапанами (заводские спецификации — 21120 и 21124). Несмотря на некоторые конструктивные особенности, техника зажима блока цилиндров в этих двух двигателях идентична.
В этих узлах используются стяжные шпильки длиной 93 мм. Однако крепеж можно использовать повторно при одном условии: Их длина не должна превышать 95 мм (если она больше, их необходимо заменить). Для крепления головки используются 10 болтов.
Затяжка выполняется за три прохода:
- Болты согласно порядка заворачиваются с усилием 2 кг/м;
- Доворачивание на 90 град.;
- Повторная дотяжка на 90 град.
Схема затягивания показана ниже.
Между 2-м и 3-м подходами необходим 20-минутный перерыв.
Поскольку в этих двигателях используются натяжные болты, дополнительная затяжка во время эксплуатации автомобиля не требуется.
ВАЗ-2107
На ВАЗ-2107 все устанавливаемые модификации системы трансмиссии являются 8-клапанными.
Читайте также: Тормозные насосы на ВАЗ-2107 с помощником и без.
Головка блока в них крепится 11 болтами, 10 из которых основные и 1 — вспомогательный (устанавливается в боковой выемке).
В этом автомобиле затяжка крепежных элементов также осуществляется в три этапа:
- 10 основных болтов согласно порядку затягиваются с усилием 3,5-4,0 кг/м;
- Те же болты дотягиваются с моментом 11,5-12,0 кг/м;
- Вспомогательный затягивается с усилием 3,5-4,0 кг/м.
В режиме ВАЗ-2107 дополнительная затяжка головки блока цилиндров не требуется.
«Самара», 10-е семейство, Приора
На моделях семейства «Самара» (2108-21099), а также на ВАЗ 2110-2112 с 8-клапанными агрегатами, затяжка происходит уже в 4 этапа:
- Затяжка с усилием 2,0 кг/м;
- Дотягивание с моментом 7,5-8,5 кг/м;
- Доворот на 90 град.;
- Повторное доворачивание на 90 град.
20-минутная пауза между шагами 3 и 4.
На ВАЗах «десятого» семейства, оснащенных 16-клапанными двигателями, технология зажима такая же, как и на ВАЗ-2112 (см. выше).
То же самое относится и к Lada Priora, для агрегатов с 8 клапанами используется метод с 4 подходами (ВАЗ 2108-21099), а для агрегатов с 16 клапанами — 3 подхода (ВАЗ 2112 с 16-клапанным двигателем).
«Волга»
В случае двигателей ЗМЗ-406, установленных на «Волге», затяжка болтов в головке двигателя осуществляется двумя способами в соответствии с технической документацией автомобильной промышленности:
- С усилием 4,0-6,0 кг/м;
- С моментом 13,0-14,5 кг/м.
Однако многие владельцы данного автомобиля обнаруживают, что эта техника не обеспечивает качественную затяжку головки блока цилиндров, поэтому они используют технику с большим количеством подходов.
Ошибки при монтаже головки
Если при установке головки блока цилиндров вы не используете динамометрический ключ, вы можете неправильно установить усилие, что приведет к неравномерному крутящему моменту. В этих случаях возникает избыточное или недостаточное усилие, которое либо деформирует поверхность головки цилиндра, либо позволяет газу, маслу или охлаждающей жидкости выйти наружу. В любом случае это имеет серьезные последствия для двигателя.
Если монтажные болты затянуты правильно и соблюдается правильный момент затяжки, вы всегда можете рассчитывать на надежную и долговечную работу установленных компонентов. Механизм управления играет важнейшую роль в работе двигателя, поэтому нельзя пренебрегать установкой компонентов.
Основные рекомендации
Прежде всего, следует отметить, что эту процедуру можно проводить после ремонта двигателя или для проверки момента затяжки болтов во время работы двигателя. После снятия головки блока цилиндров следует внимательно осмотреть болты, а также крепежные отверстия в блоке цилиндров. Болты не должны иметь удлиненную или деформированную резьбу. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров от остатков моторного масла, жидкости или других посторонних веществ. В противном случае блок цилиндров может быть поврежден, а головка блока цилиндров не будет затянута с требуемым моментом.
Интересно: Декодирование и скрытая информация в маркировке ксеноновых фар
К работе следует приступать только после ознакомления с рекомендациями производителя по использованию и ремонту. Там вы найдете всю информацию, необходимую для выполнения работ, включая усилия и порядок затягивания винтов.
Это важно: двигатели с болтами TTY нельзя использовать повторно, так как они могут сломаться.
Еще одной особенностью использования этих болтов является то, что они должны быть установлены под определенным углом. Для этого требуется специальный гаечный ключ с индикатором угла.
Пользователь Игорь Иванов показывает на видео, как установить и затянуть головку блока цилиндров.
Читайте также: Как поменять подшипник переднего и заднего колеса своими руками.
Момент затяжки болтов (усилие)
Момент затяжки болтов различен для каждого автомобиля в силу его конструкции. Для каждого автомобиля существует своя таблица моментов затяжки. В следующем разделе мы рассмотрим момент затяжки болтов головки блока цилиндров на примере головки блока ВАЗ.
Таблица: моменты затяжки соединений в зависимости от диаметра резьбы
Номинальный диаметр резьбы | Размер «под ключ» головки, болта (гайки), мм | Шаг резьбы, мм | Классы прочности по ГОСТ 1759–70 | ||||
Болт | |||||||
5.8 | 6.8 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |||
Гайка | |||||||
6 | 10 | 1 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | 1,25 | 1,6 |
8 | 12 — 14 | 1,25 | 1,6 | 1,8 | 2,5 | 3,6 | 4,0 |
10 | 14 — 17 | 1,25 | 3,2 | 3,6 | 5,6 | 7,0 | 9,0 |
12 | 17 — 19 | 1,25 | 5,6 | 6,2 | 10,0 | 12,5 | 16,0 |
14 | 19 — 22 | 1.5 | 8,0 | 10,0 | 16,0 | 20,0 | 25,0 |
16 | 22 — 24 | 1,5 | 11,0 | 14,0 | 22,0 | 32,0 | 36,0 |
18 | 24 — 27 | 1,5 | 16,0 | 20,0 | 32,0 | 44,0 | 50,0 |
20 | 27 — 30 | 1,5 | 22,0 | 28,0 | 50,0 | 62,0 | 70,0 |
22 | 30 — 32 | 1,5 | 28,0 | 36,0 | 62,0 | 80,0 | 90,0 |
24 | 32 — 36 | 1,5 | 36,0 | 44,0 | 80,0 | 100,0 | — |
Правильный порядок затяжки
Существует определенный порядок затяжки болтов, одинаковый почти для всех автомобилей — от центра головки к краям, поперек. Например, затягиваются первые два центральных болта в правом и левом рядах, затем два болта слева от центральных болтов, затем два болта справа от центральных болтов, затем два болта слева в обоих рядах и болты справа в обоих рядах завершают последовательность затяжки.