Жигули» Ванкеля. 40 лет назад ВАЗ показал машину с роторным мотором. Ваз 2105 с роторным двигателем.

Двигатель
Ваз 2105 с роторным двигателем - Жигули с роторным двигателем Принцип работы роторного двигателя. Ваз-21079- «догонялка» с роторным двигателем Роторно-поршневые двигатели ВАЗ. Редкие двигатели ВАЗ Двухсекционный роторный двигатель в паре с механической коробкой передач.

В течение трех лет инженеры исправляли недостатки ПДП, и к началу 1980-х годов был достигнут значительный прогресс. Двигатель уже работал относительно бесперебойно и с хорошей производительностью в течение нескольких лет.

«Жигули» Ванкеля. 40 лет назад ВАЗ показал машину с роторным мотором

Почему «отличные» двигатели советских инженеров не нравились простым автомобилистам, а милиция и КГБ их обожали?

Сорок лет назад, на молодежной выставке научно-технического творчества 1982 года, автомобильный завод «Волга-ВАЗ» представил первый отечественный двигатель «Ванкель». Эта необычная конструкция была чрезвычайно эффективной и обещала произвести революцию в автомобилестроении.

Было выпущено несколько двигателей этой конструкции, которые пользовались популярностью у советской милиции и Комитета государственной безопасности КГБ благодаря своей высокой мощности и впечатляющей динамике. Однако этот тип силовой установки не выпускался серийно. Почему двигатель, который считался перспективным, не нашел поддержки у автомобилистов?

Что такое мотор Ванкеля?

Феликс Ванкель, немецкий инженер и автодидакт, разработал совершенно новый двигатель внутреннего сгорания (ДВС), в котором вместо обычных поршней использовались треугольные роторы с кулачковым механизмом. Объединив ходы обычного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с внутренней камерой, роторно-поршневой двигатель (РПД) развил высокий крутящий момент и мощность при относительно простой конструкции. Феликс Ванкель сначала пытался предложить свои разработки аэрокосмической промышленности, но совместные испытания с BMW в 1930-х годах показали, что конструкция системы привода несовершенна и ее необходимо изменить.

slide image for gallery: 28378 | Lada Samara Fun 05

Тем не менее, инженер не прекращает работу над собственным РПД, и в середине 1950-х годов в сотрудничестве с NSU ему удается изготовить серийный двигатель для заднеприводного Prinz Spyder, который становится предтечей компактного Audi. Volkswagen приобрел NSU и даже выпустил прототип Audi KKM с двигателем Ванкеля. Однако автомобиль не был запущен в производство, поскольку немцы посчитали более перспективным рядный 5-цилиндровый двигатель. Но Audi KKM произвел фурор на многих автосалонах и сделал двигатель Ванкеля знаменитым.

Начало работ на ВАЗе

После Audi многие производители автомобилей начали экспериментировать с двигателями Ванкеля в начале 1970-х годов. И хотя Audi отказалась от участия, двигатель Ванкеля убедил инженеров всего мира своими выдающимися характеристиками. Благодаря малому весу и компактным размерам, по мощности он может соперничать с более мощными двигателями V-twin. Производительность двухцилиндровых двигателей была аналогична производительности 6-цилиндровых бензиновых двигателей. Наибольшего успеха в разработке RPD добились компании Mazda и Ford.

Инженеры Волжского автозавода также соблазнились перспективной разработкой и решили создать собственный ППД. В 1976 году компания основала конструкторское бюро SKB RPD. Инженеры взяли за основу роторный агрегат Mazda RX-2 и после тщательного изучения создали собственную версию с индексом ВАЗ-311. Двигатель имел деталь Wenkel мощностью 70 л.с.

ВАЗ-2101

В 1978 году был готов прототип этого двигателя. Он был скопирован тиражом 50 экземпляров и установлен на серийные автомобили ВАЗ-2101. Пятьдесят экспериментальных автомобилей были отправлены на дороги общего пользования для всестороннего тестирования. «Сырой» двигатель показал себя не с лучшей стороны. Испытатели отметили частые отказы уплотнений и подшипниковых узлов. Возникли проблемы с вращающимся кулачковым балансом (REM), что привело к вибрациям. В результате первый советский PDE был отправлен на доработку.

Этот двигатель, а также более мощная (140 л.с.) версия ВАЗ-413 использовались на автомобилях КГБ. Они не были частью основной колонны, так как их престиж не так высок, но, как говорится, они всегда были где-то рядом, с фасадом обычных гражданских машин. Однако большинство машин находилось на службе Министерства внутренних дел, особенно дорожной полиции.

Что такое мотор Ванкеля?

Феликс Ванкель, немецкий автодидакт, разработал принципиально иной двигатель внутреннего сгорания (ДВС), в котором вместо привычных поршней использовались треугольные роторы и кулачковый механизм. Объединив ходы обычного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с камерой внутреннего сгорания, роторно-поршневой двигатель (РПД) развил высокий крутящий момент и мощность при относительно простой конструкции. Феликс Ванкель сначала пытался предложить свои разработки аэрокосмической промышленности, но совместные испытания с BMW в 1930-х годах показали, что конструкция системы привода несовершенна и требует дальнейшего развития. Тем не менее, инженер не прекращает работу над собственным РПД, и в середине 1950-х годов в сотрудничестве с NSU ему удается изготовить серийный двигатель для заднеприводного Prinz Spyder, который становится предтечей компактного Audi. Volkswagen приобрел NSU и даже выпустил прототип Audi KKM с двигателем Ванкеля. Однако автомобиль не был запущен в производство, поскольку немцы посчитали более перспективным рядный 5-цилиндровый двигатель.

Но Audi KKM произвел фурор на многих автосалонах и сделал двигатель Ванкеля знаменитым.

Роторный двигатель в разрезе, с ротором, изготовленным в форме треугольника Рёло

Круглый поршневой двигатель в разрезе с треугольным ротором Рёло Фото: ru.wikipedia.org

Начало работ на ВАЗе

После Audi многие производители автомобилей начали экспериментировать с двигателями Ванкеля в начале 1970-х годов. И хотя Audi отказалась от участия, двигатель Ванкеля убедил инженеров всего мира своими выдающимися характеристиками. Благодаря малому весу и компактным размерам, по мощности он может соперничать с более мощными двигателями V-twin. Производительность двухцилиндровых двигателей была аналогична производительности 6-цилиндровых бензиновых двигателей. Наибольшего успеха в разработке RPD добились компании Mazda и Ford.

Инженеры Волжского автозавода также соблазнились перспективной разработкой и решили создать собственный ППД. В 1976 году компания основала конструкторское бюро SKB RPD. Инженеры взяли за основу роторный агрегат автомобиля Mazda RX-2 и после тщательного изучения разработали собственную версию с индексом ВАЗ-311. Двигатель имел деталь Wenkel мощностью 70 л.с.

В 1978 году был готов прототип этого двигателя. Он был скопирован тиражом 50 экземпляров и установлен на серийные автомобили ВАЗ-2101. Пятьдесят экспериментальных автомобилей были отправлены на дороги общего пользования для всестороннего тестирования. «Сырой» двигатель показал себя не с лучшей стороны. Испытатели отметили частые отказы уплотнений и подшипниковых узлов. Возникли проблемы с вращающимся кулачковым балансом (REM), что привело к вибрациям. В результате первый советский PDE был отправлен на доработку.

Машины — «догонялки»

В течение трех лет инженеры исправляли недостатки ПДП, и к началу 1980-х годов был достигнут значительный прогресс. Двигатель уже работал относительно бесперебойно и с хорошей производительностью в течение нескольких лет.

В 1982 году автомобиль ВАЗ 21018 был представлен на Молодежной научно-технической выставке в Москве. Это был серийный автомобиль, который должен был пойти в производство.

Однако автомобилисты, которые любят инновации, отнеслись к нововведению спокойно. Двигатель был склонен к большому расходу масла, а запасные части было трудно найти.

Однако нашлись заказчики, которые спасли проект. Это были Министерство внутренних дел и КГБ, которым нужны были быстрые автомобили для преследования преступников и перехвата на дорогах. Специально для спецслужб был разработан двигатель ВАЗ-411 с двумя секциями РПД Венкеля и общей мощностью 120 л.с., позволявший Lada разгоняться до 100 км/ч за 9 секунд и развивать максимальную скорость 160 км/ч. В 1986 году была выпущена первая серия специальных автомобилей ВАЗ 21059 для милиции.

Двигатель «догоняет» — это выражение до сих пор используется среди владельцев старой классики ВАЗа. Некоторые считают этот двигатель весьма передовым для своего времени. Другие подвергают его жесткой критике. Где лежит истина? Как всегда, он лежит где-то посередине.

Причины неисправностей и их устранение

Двигатель 2105 в основном имеет все типичные недостатки рядных карбюраторных двигателей:

  • Засорение топливной системы, топливного насоса, карбюратора, дроссельной заслонки, жиклеров и фильтра,
  • вентиляция воздушного фильтра и микровыключателя,
  • отказ системы зажигания и закопченные клапаны, поршневые кольца,
  • негерметичность прокладок и уплотнений, несоответствие зазоров распредвала,
  • износ цилиндра/поршня, вкладыши подшипников,
  • Ослабление болтов маховика и приводных ремней компонентов.

Однако система двигателя позволяет избежать ремонта в случае обрыва ремня ГРМ на 100%.

ОШИБКИ ПРИЧИНЫ
Приглушенный шум и потеря мощности двигателя. Эта проблема типична для трещин ремня ГРМ. В этом случае специальная конструкция двигателя защищала клапаны от повреждения при обрыве ремня ГРМ. В этом случае водителю пришлось самостоятельно заменить цилиндры и ремень. Часто этого было достаточно для решения проблемы.
Клапаны бьют при более высоких оборотах двигателя. Техническое обслуживание этого двигателя включало регулярную регулировку зазоров клапанов. При появлении стука необходимо посетить сервисный центр или самостоятельно отрегулировать зазор клапанов.
Клин двигателя ВАЗ 2105 с поврежденными клапанами и поршнями. Эти поломки, как правило, были вызваны недостаточным техническим обслуживанием автомобиля, так как владелец автомобиля не соблюдал предписанную замену масла. Ремонт в этом случае является дорогостоящим, поскольку необходимо заменить поврежденные клапаны, головку блока цилиндров, поршни и коленчатый вал.
Двигатель быстро перегревается. Причин для такой проблемы может быть несколько. Это может быть механическая неисправность насоса, недостаточный уровень охлаждающей жидкости или загрязненный радиатор.

Почему не состоялся триумф

Единственным недостатком нового двигателя был короткий срок службы ремня ГРМ. Рекомендуется заменять их через 60 000 миль. На самом деле, ремни «умрут» раньше этого времени. Повреждений не было, кроме того, что автомобиль был остановлен в месте поломки. Опытные водители возили запаску в багажнике, потому что замена ремня ГРМ ВАЗ 2105 не представляла особой сложности.

Еще одной причиной, по которой двигатели считались проблемными, было отсутствие запасных частей, что было типично для того времени. Поршни автомобиля ВАЗ 2105 были взаимозаменяемы с деталями автомобиля 21011, для которого не существовало аналогов. Иногда недобросовестные механики устанавливали неправильные детали либо намеренно, либо из-за отсутствия в наличии.

Конечно, если ремень рвался, клапаны и поршневые коронки заклинивало, и водитель был вынужден ремонтировать двигатель.

Двигатель ВАЗ-2105

Общим недостатком всех «классических» двигателей была необходимость регулярно регулировать клапаны и в течение первой тысячи километров подтягивать болты, крепящие головку блока цилиндров. Кроме того, встроенное оборудование (водяной насос, стартер, генератор переменного тока, распределитель) имело короткий срок службы. Однако в последние годы это уже не так, благодаря использованию инъекций.

Один из законов Мерфи гласит: если в устройстве есть компонент, который можно перевернуть, всегда найдется человек, который это сделает. Это оказалась пластиковая проставка для привода бензонасоса. Признаки неправильного размещения: двигатель глохнет при разгоне, в жаркую погоду, при движении под уклон.

Крепежные отверстия в его фланце расположены асимметрично, разница едва заметна на глаз. Этот «дефект» присутствовал во всех «классических» двигателях и, скорее всего, был унаследован от FIAT 124. На заводе проставка была установлена неправильно. Двигатель работал так же, но ход поршня бензонасоса был укорочен, что снижало его производительность.

Через несколько километров уровень топлива в поплавковой камере едва покрывал подачу топлива, и двигатель начал захлебываться. Поскольку причина, как правило, внезапна, ее бывает трудно определить.

Особенности

В конце 1970-х годов волжский автопроизводитель активно расширял модельный ряд и запускал новые модификации своих автомобилей. Новый ВАЗ 2105 был оснащен модифицированным двигателем от ВАЗ 21011. Основным отличием нового двигателя от ВАЗ 21011 является наличие приводного ремня, что позволило снизить уровень шума двигателя.

Двигатель автомобиля ВАЗ 2105 имеет специальную конструкцию, исключающую провал клапанов в случае обрыва ремня ГРМ. Все это позволило значительно повысить надежность сложного и простого в обслуживании двигателя.

При небольшом рабочем объеме в 1,3 литра даже оригинальная карбюраторная версия выдавала 64 л.с. Позже, когда двигатель ВАЗ 2105 стал инжекторным, мощность достигла 70 л.с. Только учтите, что модификация топливной форсунки отклонялась от повышенных требований к качеству топлива и могла работать только с бензином с октановым числом 93.

Как и большинство двигателей ВАЗ, двигатель ВАЗ 2105 был надежным и долговечным. Блок цилиндров был изготовлен из чугуна, а используемый сплав был очень устойчив к перегреву, поэтому отказы двигателя из-за перегрева случались редко. Этот двигатель не отличался сложностью ремонта, поэтому владелец автомобиля мог самостоятельно выполнять все сервисные работы и относительно несложный ремонт.

Двигатель ВАЗ 2105 обладал отличной мощностью, учитывая его небольшой объем, и придавал ВАЗ 2105 хорошую динамику. Автомобиль сильно разгонялся и развивал максимальную скорость около 140 км/ч. Некоторые жалобы владельцев автомобилей с этим двигателем вызваны высоким расходом топлива.

Например, в городском трафике этот двигатель потреблял около 11 литров топлива. На автостраде расход топлива составил 8 литров на 100 километров. Недостатком был высокий расход масла, из-за чего владельцам приходилось доливать масло каждые 2-3 000 километров и часто менять масло.

Однако срок службы роторно-поршневых двигателей был невелик. Даже после 40-50 тысяч километров пробега появились проблемы с балансировкой ротора распределительного вала.

История разработки

Прототип датируется 1976 г. Сначала были предприняты попытки установить его в «Копейке», но это не увенчалось успехом. В конце 70-х годов мощность двигателя составляла 70 л.с., а объем — 1,3 литра. Роторный двигатель был сырым и часто ломался.

Постоянные неудачи не останавливали настойчивых советских конструкторов. К 1983 году обновленные модели роторных двигателей были доступны во всем мире. Мощность первого составляла 120 л.с., но характеристики второго приятно удивили — 140 л.с. Неизменным остался только объем.

Почему только сегодня говорят о роторных двигателях, а во времена СССР никто не подозревал об их существовании? Оказывается, они устанавливались исключительно на советские автомобили КГБ и Госавтоинспекции. ВАЗ-2107, оснащенный таким двигателем, мог легко обогнать иномарку.

В 1992 году он был переоборудован в ВАЗ-415.

с приводом на передние и задние колеса. Он устанавливался на модели ВАЗ-2101, 2108, 2110, а также на «Семерку» и «девяносто девятую». В продажу также поступили автомобили «Москвич» с роторным двигателем ВАЗ-415.

О недостатках роторного двигателя

Несмотря на приличное ускорение и другие преимущества, двигатель имел множество серьезных недостатков:

— Просто колоссальное производство тепла.

— У него была очень большая тепловая мощность, которая была просто слишком большой. Он нуждался в капитальном ремонте после пробега всего 70 тысяч километров.

В 80-х годах прошлого века сборные конструкции были проданы японцам. До 2012 года Mazda выпускала RX-8 с роторным двигателем. Конструкторам удалось устранить такие недостатки, как токсичность и высокий расход топлива. Двигатель может работать на обычном бензине и «экзотическом» водороде.

Именно так советскими конструкторами был разработан роторный двигатель. Как вы думаете, есть ли будущее у таких двигателей?

Технические характеристики роторно-поршневого двигателя (рпд) ВАЗ-4132 и ВАЗ-415

Рабочий объем двигателя, см3

Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м)/мин-1

Минимальная частота вращения распределительного вала на холостом ходу, мин-1

Вес двигателя, кг

Габаритные размеры, мм

Минимальный удельный расход топлива (VSH), г/кВтч (г/л.с.)

Расход масла, % от расхода топлива

Ресурс двигателя до первого ремонта, тыс. км

0-100 Время ускорения, сек

Максимальная скорость, кмч

Основателем концепции RPG является талантливый немецкий изобретатель Генрих Ванкель. Он начал работать над своим изобретением еще в 1920-х годах. BMW заинтересовалась двигателем и поддержала исследователя финансово, но в то время он не использовался в коммерческих целях, а затем наступили трудные времена в Европе…

Двигатель в сборе для ВАЗ – 415 рпд – 90`000р. – Racemarket.ru – гоночные объявления. Покупка и продажа (Rallysale.ru)

До недавнего времени только спецподразделения Министерства внутренних дел и Федеральной сетевой компании имели в своем арсенале этот удивительный автомобиль. После того как в начале 1997 года АвтоВАЗ получил соответствующие сертификаты, «Лады» с роторными двигателями поступили в свободную продажу.

Первый образец роторного двигателя внутреннего сгорания (RIC), разработанный немецким инженером Феликсом Ванкелем, был испытан в феврале 1957 года. Ванкель провел обширные теоретические исследования формы рабочей камеры и ротора, которые, по его расчетам, должны были быть эпитрохоидальными. Компания NSU, где работал немецкий инженер, серьезно работала в этом направлении. В середине 1960-х годов РПГ был внедрен в малолитражный автомобиль NSU-Prince, а после доработки конструкции осенью 1963 года был представлен NSU-Prince Spyder, первый серийный автомобиль с двигателем Ванкеля. Но долгое время она не производилась. Сначала компания NSU была поглощена более крупной компанией, а затем и сама PPA не выдержала жесткой конкуренции с «поршневыми двигателями». Люди в бывшем СССР тоже не славились своими талантами. В 1974 году тогдашний генеральный директор ВАЗа В.Н. Поляков поставил задачу создания частного ПДП. Решение было поручено Специальному конструкторскому бюро (СКБ РПД), возглавляемому Б.С. Поспеловым. Несмотря на все преимущества РПД — компактность, возможность распыления, отсутствие кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, гораздо меньшие габаритные размеры и вес при той же мощности, что и у поршневого двигателя внутреннего сгорания, — он имел ряд серьезных недостатков. Основными недостатками в то время были частые отказы комплекта, неадекватная реакция на изменения внешней нагрузки, высокий расход топлива и плохая токсичность выхлопных газов. Такова была сумма преимуществ и недостатков, с которыми столкнулись сотрудники СКБ РПД Тольятти. Обратите внимание, что в отличие от иностранцев, местным разработчикам не пришлось использовать ноу-хау г-на Ванкеля: не было денег на покупку лицензии или патента. Они пошли проверенным «русским» путем — взяли серийный РПД фирмы НСУ, разобрали его, скопировали там, где не было ничего уникального, догадались и построили свой собственный цельный роторный двигатель. Его появление датируется 1976 годом. Именно тогда первенец СКБ — ВАЗ-311 с 70-сильным двигателем — практически выпустил свой первый серийный экземпляр — тогда он как бы взлетел, и это давало надежду на будущее. В течение следующих пяти лет велась работа по усовершенствованию конструкции и устранению недостатков. В 1982 году на выставке НТТМ-82 компания ВАЗ впервые представила ВАЗ-21018 — автомобиль с роторным двигателем. Этот автомобиль представлял собой ВАЗ-21011 с двигателем ВАЗ-311 (для испытаний в реальных условиях эксплуатации было выпущено 50 автомобилей). Но первый блин оказался полым. Не обеспечив автомобили необходимыми услугами и не подготовив должным образом среднего покупателя, разработчики практически разрушили начатый ими бизнес. В течение шести месяцев 49 автомобилей были заменены поршневыми двигателями внутреннего сгорания. Основными проблемами были повреждения прокладок и подшипников, а также плохая балансировка вращающегося распределительного вала (VEM) и низкая экономия топлива. Взвесив все за и против, было решено отказаться от цельной версии реактивного самолета и перейти к разработке двухкомпонентной версии. В то же время конструкторское мышление было направлено на устранение недостатков, выявленных в ходе тестовых операций. В результате в 1982/83 годах появились новые двигатели ВАЗ-411 (110-120 л.с., ширина ротора 70 мм) и ВАЗ 413 (140 л.с., ширина ротора 80 мм). Одновременно идет поиск сферы применения «ротора». Министерство внутренних дел дает дизайнерам зеленый свет на внедрение разработки в жизнь,

Технические характеристики РПД ВАЗ-415

Двигатели обладали хорошей динамикой и мощностью, а необходимые ресурсы и топливная экономичность в то время были не столь важны. Так появились ГАЗ-21, -24 и-3102 с двигателями ВАЗ-314, которые выглядели простыми, но очень живыми. В этот же период тольяттинские специалисты получили выгодный заказ на разработку роторных двигателей для легких самолетов и вертолетов. Автомобили временно отошли на второй план. Даже первые переднеприводные автомобили, появившиеся на рынке в 1984 году, не привлекли особого внимания. Однако опыт, полученный при работе с авиаторами, был полезен. Только в 1992 году автомобильная тема обрела второе дыхание: появилось ППД для переднеприводных моделей (ВАЗ-414). На 8 лет позже! Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. На его доработку ушло три года, и наконец, в конце 97-го, базовый двигатель — ВАЗ-415 — получил сертификат, разрешающий его установку на автомобиль общего назначения. До этого момента RPA устанавливались только на специальные машины. ВАЗ-415 отличается от своих предшественников универсальностью. Его можно установить на любой автомобиль ВАЗ — «классику», переднеприводный и полноприводный. Кроме того, он может быть установлен в «Москвич» и в трехсекционном варианте (ВАЗ-425) в «Волгу». Параметры ВАЗ-4132
ВАЗ-415 2 2
Рабочий объем двигателя, см3 Рабочий объем моторного отсека, см3 Рабочий объем моторного отсека, см3
1,308 9,4 9,4
Степень сжатия Номинальная мощность, кВт (л.с.)/мин-1 Номинальная мощность, кВт (л.с.)/мин-1
Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м)/мин-1 Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м)/мин-1 Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м)/мин-1
Минимальная частота вращения распределительного вала на холостом ходу, мин-1 1000 900
Вес двигателя, кг 136 113
Габаритные размеры, мм
Габаритные размеры, мм 560 570
Высота 546 535
Ширина 495 665
Минимальный удельный расход топлива (VSH), г/кВтч (г/л.с.) Минимальный удельный расход топлива (VSH), г/кВтч (г/л.с.) Минимальный удельный расход топлива (VSH), г/кВтч (г/л.с.)
Расход масла, % от расхода топлива 0,7 0,6
Ресурс двигателя до первого ремонта, тыс. км 125 125
Ресурс двигателя до первого ремонта, тыс. км Имя ВАЗ-21059/21079

Прошлое роторных двигателей, в том числе советское, очень интересно. А есть ли у этого оборотистого малого будущее?

Родная кровь

ВАЗ-2108/2109/21099/2115/2110

Все началось в 1960-х годах. История не сохранила сведений о том, что НГУ пытался получить лицензию на роторный двигатель, но работы по таким двигателям велись без особого шума, в том числе и в Серпухове, на ВНИИмотопроме. Основной вклад в советское роторное двигателестроение внес ВАЗ. Конструкторское бюро по роторным двигателям появилось в Тольятти в 1973 году, и вскоре был готов одноместный двигатель ВАЗ-311 мощностью 70 л.с. Этот двигатель был установлен на «Копейку» и получил название ВАЗ-21018. Для силовых структур была построена даже небольшая серия этих автомобилей. Внешне они не отличались от серийных моделей — это было одним из требований заказчика. Позже последовала модель ВАЗ-21019 с двухцилиндровым двигателем ВАЗ-411 мощностью 120 л.с. Этот двигатель был доработан под обозначением ВАЗ-411М и установлен на ВАЗ-21059. Автомобили с кузовами «одиннадцать» и «пять» выпускались небольшими сериями с конца 1970-х до 1980-х годов. Дальнейшим развитием двухтактного двигателя стала версия с впрыском топлива вместо карбюратора — ВАЗ-411-01. Этот двигатель мощностью 130-140 л.с. был установлен на серию из семи автомобилей ВАЗ-21079 в начале 1990-х годов. Волжский автомобильный завод также участвовал в разработке и испытании роторных двигателей по программе Министерства автомобильной промышленности. Их привлекла возможность комбинировать детали практически в любом количестве для получения агрегатов с различной мощностью. Волга ГАЗ-31028 (1989-1990) оснащалась двигателем мощностью 140 л.с., а самые мощные модели — трехсекционный ВАЗ-431 и четырехсекционный ВАЗ-441, разработанные для «Волги» и «Чайки», — развивали 210 и 280 л.с. соответственно.

ВАЗ-415 был основан на двухсекционном двигателе ВАЗ-411 и был разработан как двигатель общего назначения для задне- и переднеприводных автомобилей. С конца 1997 года эти 135-сильные двигатели устанавливались на автомобили ВАЗ-2109-91, -21099-91 и-2115-91. Эти автомобили были выпущены в небольшом количестве и находились в свободной продаже. Их покупали только крупные авторитеты. И вскоре Rotary Samara навсегда исчезла с рынка.

Милицейская копейка: на такие также ставились РПД

В 2012 году японцы прекратили производство купе Mazda RX-8, выпустив около 200 тысяч автомобилей. Так закончилась ли история новейшего двигателя внутреннего сгорания? Мы не должны быть слишком поспешными. Конечно, есть те, кто считает, что путь к эпитопу — это тупик. Однако некоторые инженеры видят большой потенциал во вращательном направлении.

Однако, несмотря на неудачу с ВАЗ-21018, проект ППД продолжал развиваться, поскольку для отечественных электростанций требовался мощный двигатель, а требования к долговечности и расходу топлива были ниже, чем для автомобиля общего назначения. В результате появился автомобиль ВАЗ-21019 «Жигули» (также на базе кузова ВАЗ-21011) с двухцилиндровым двигателем ВАЗ-411 мощностью 120 л.с. при 6000 об/мин. Максимальная скорость этого автомобиля, названного «Аркан», составляла 160 км/ч. 20 октября 1982 года под руководством министра автомобильной промышленности СССР В.Н. Полякова состоялось совещание о работе конструкторского бюро АвтоВАЗа по роторно-поршневым двигателям, перспективах автомобилей ВАЗ-РПД и возможности их серийного производства. По результатам совещания было принято решение начать организацию серийного производства автомобилей ППД для спецхозяйства с 1983 года и установить программу производства ППД на ВАЗе на 1983 год в объеме 200 единиц в год.

Работа над советским роторным двигателем началась в 1973 году с создания специального конструкторского бюро на Волжском автозаводе. Первый опытный образец цельного двигателя с индексом ВАЗ-301 был разработан в 1976 году. Вскоре была выпущена опытная серия из 50 «Жигулей» с новым двигателем, но за первые шесть месяцев эксплуатации все они, кроме одного, вышли из строя. В 1982 году на выставке НТТМ в Москве была представлена новая версия двигателя с индексом 311 в модификации ВАЗ-210181.

В 1983 году был разработан двигатель ВАЗ-411 мощностью 120 л.с. и более мощный ВАЗ-413. Эти и более совершенные двигатели устанавливались на автомобили спецслужб, в том числе на ГАЗ, и не выпускались в розничную продажу2.

Последняя модификация роторного двигателя волжского производства устанавливалась на мелкосерийные автомобили «Самара3», а также на ВАЗ-2110-91 и ВАЗ-2115-914.

До недавнего времени только спецподразделения Министерства внутренних дел и Федеральной сетевой компании имели в своем арсенале этот удивительный автомобиль. После того как в начале 1997 года АвтоВАЗ получил соответствующие сертификаты, «Лады» с роторными двигателями поступили в свободную продажу.

История разработки

Прототип датируется 1976 г. Сначала были предприняты попытки установить его в «Копейке», но это не увенчалось успехом. В конце 70-х годов мощность двигателя составляла 70 л.с., а объем — 1,3 литра. Роторный двигатель был сырым и часто ломался.

Постоянные неудачи не останавливали настойчивых советских конструкторов. К 1983 году обновленные модели роторных двигателей были доступны во всем мире. Мощность первого составляла 120 л.с., но характеристики второго приятно удивили — 140 л.с. Неизменным остался только объем.

Почему только сегодня говорят о роторных двигателях, а во времена СССР никто не подозревал об их существовании? Оказывается, они устанавливались исключительно на советские автомобили КГБ и Госавтоинспекции. ВАЗ-2107, оснащенный таким двигателем, мог легко обогнать иномарку.

В 1992 году он был переоборудован в ВАЗ-415.

с приводом на передние и задние колеса. Он устанавливался на модели ВАЗ-2101, 2108, 2110, а также на «Семерку» и «девяносто девятую». В продажу также поступили автомобили «Москвич» с роторным двигателем ВАЗ-415.

ИСТОРИЯ

с приводом на передние и задние колеса. Он устанавливался на модели ВАЗ-2101, 2108, 2110, а также на «Семерку» и «девяносто девятую». Также продавались автомобили «Москвич» с ротором ВАЗ-415.

ВАЗ-2105 был разработан как часть «второго» поколения заднеприводных автомобилей ВАЗа в качестве замены прототипа ВАЗ-2101 «Жигули», созданного на базе Fiat 124, победителя конкурса «Европейский автомобиль года» 1967 года. Первые предсерийные партии ВАЗ-2105 были выпущены в конце 1979 г., а серийное производство началось 25 января 1980 г. Позже на базе модели 2105 были выпущены седан ВАЗ-2107 (1981 г.) и универсал ВАЗ-2104 (1984 г.). С 1995 по 2006 год из узлов и агрегатов автомобиля ВАЗ(LADA)-2105 выпускалась малая серия пикапа (фургона) ВИС-2345.

С 2005 года, в рамках внедрения ОАО «АвтоВАЗ» новой системы наименования продукции, автомобиль продается на внутреннем рынке как LADA 2105.

В прошедшем 2010 году в серийном производстве АвтоВАЗа осталась модификация LADA1 с двигателем ВАЗ-21067 с распределенным впрыском, отвечающим экологическому стандарту Евро-3. Модификация LADA1, отличающаяся цветом «металлик», была выпущена в январе 2010 года после закрытия сборочной линии для «классических» автомобилей и перевода производства седанов LADA 2105/2107 на одну линию с Lada Samara.

В России спрос на «классические автомобили» оставался стабильным в 2000-х годах из-за низкой продажной цены на эти отечественные транспортные средства. Например, после прекращения производства малолитражки «Ока» СеАЗ-11116 в ноябре 2008 года седан LADA 2105 стал самым дешевым автомобилем на российском рынке, стоивший в начале программы утилизации всего 99 при компенсации в 50 000 рублей. После спада 2009 года спрос на «пятерку» был подстегнут программой утилизации, в рамках которой наибольшим спросом на рынке пользовались традиционные «классические» модели АвтоВАЗа. В этом отношении программа преуспела в повышении спроса на автомобильном рынке в целом и на продукцию АвтоВАЗа в частности. Однако, чтобы не потерять реальную прибыль, АвтоВАЗ с начала 2011 года скорректировал цены на свою продукцию в сторону увеличения примерно на стоимость сертификата.

О недостатках роторного двигателя

Несмотря на приличное ускорение и другие преимущества, двигатель имел множество серьезных недостатков:

— Просто колоссальное производство тепла.

— У него была очень большая тепловая мощность, которая была просто слишком большой. Он нуждался в капитальном ремонте после пробега всего 70 тысяч километров.

В 80-х годах прошлого века сборные конструкции были проданы японцам. До 2012 года Mazda выпускала RX-8 с роторным двигателем. Конструкторам удалось устранить такие недостатки, как токсичность и высокий расход топлива. Двигатель может работать на обычном бензине и «экзотическом» водороде.

Именно так советскими конструкторами был разработан роторный двигатель. Как вы думаете, есть ли будущее у таких двигателей?

Оцените статью