Вначале УАМЗ выпускал только мосты для ЗИЛ-157 и запчасти для снятого с производства ЗИЛ-164. Постепенно мощности были расширены, и в 1977 году через этот завод прошел весь цикл производства ЗИЛ-157КД. Производство этих грузовиков продолжалось до 1991 года.
Контекст.
Она очень ровная и позволяет автомобилю плавно двигаться в сложных условиях и по бездорожью.
Шины и колеса.
ЗИЛ-157 был оснащен грузовыми шинами с очень резиновой резиной. Колеса автомобиля отличаются внушительной шириной. Они имели особенно глубокий протектор с направленным эффектом. Это практически полностью исключило возможность заноса.
Автомобиль также оснащен технологией, которая накачивает и контролирует давление в шинах. Это может относиться ко всем шинам сразу или к любой шине по выбору водителя. Это управление можно осуществлять прямо с места водителя, не останавливая автомобиль.
В 1961 году технология была перенесена с внешней стороны шины на внутреннюю. Поэтому движение автомобиля не нарушается, даже если в колесах есть небольшие отверстия или зазоры. Необходимое количество воздуха засасывается в шину с помощью компрессора. Это устраняет последствия недоинфляции.
Если вы едете по заснеженной или болотистой дороге, вы можете увеличить давление в шинах до 0,7 бар. Это приведет к оседанию колес и расширению их поверхности. После езды по сложной местности можно сбросить параметр до 2,8 атм.
Этот параметр оптимален для движения по твердым поверхностям. Скорость не должна превышать 60 км/ч. При езде по пересеченной местности со сложными грунтовыми условиями лучше снизить давление до 2 атм. При движении по песчаному или эродированному грунту уменьшите давление до 1 атм. Скорость в этом случае составляет 20 км/ч. Расход топлива ЗИЛ 157 составляет скромные 42 литра на 100 км.
Кузов и платформа для грузов
Это классический вариант с плоской платформой для перевозки грузов и пассажиров. Она имеет три деревянные стороны. Они могут быть наклонены. Для их сборки используются платы 800×200. Доски крепятся к платформе с помощью зажимов. Это делает всю конструкцию более легкой.
Каркас также представляет собой платформу из дерева. Она покрыта продольными ребрами. Они изготовлены из металла и защищают его от износа. Поперечные балки с металлическими зажимами делают конструкцию гораздо более устойчивой.
Передняя панель статична. Другие боковые панели можно сложить. Это позволяет полностью открыть зону загрузки. Это значительно облегчает и ускоряет погрузку и разгрузку различных грузов.
Двигатель
Двигатель ЗИЛ 157 с карбюратором, работающий на бензине. Однако были зафиксированы и дизельные автомобили D245-12S. В этом случае заводской крепеж был удален, а крепеж от «ЗИЛ-131» был приварен.
Обязательно прочитайте: Технические характеристики двигателя ЗМЗ 511
Технические характеристики двигателя ЗИЛ 157:
Сборка коробки передач и трансмиссии проста. Однако при использовании дизельного топлива есть и недостаток: повышенные толчки и вибрации. Это делает задачу водителя довольно сложной. Поэтому предпочтение было отдано бензиновому двигателю с 4-тактным и рядным расположением цилиндров. Количество цилиндров — 6. Их блок изготовлен из чугуна. Он оснащен закрытой «рубашкой». Жидкость течет по его контуру для охлаждения. Головка цилиндра изготовлена из алюминия.
Рабочий объем двигателя составляет 5,38 литра. После реформы — 5,56 л. Мощность — 104 лошадиные силы. После реформы — 110 лошадиных сил.
Крутящий момент при 2600 об/мин составляет 334 Нм.
Цилиндры приводятся в движение в таком порядке: 1/5/3/6/2/4?
Диаметр каждого цилиндра составляет 11,6 см.
Диаметр поршня: 10 см, ход поршня: 14,3 см.
Положение клапанов ниже.
Оптимальным бензином для двигателя считался А-66, а после конверсии — А-72.
Фактический расход топлива на 100 км составляет 42 литра. Скорость при этом — 40 км/ч.
В 1978 году двигатель был модернизирован. И расход топлива был немного снижен. Причины:
- установка замкнутой вентиляционной системы картера,
- улучшение уплотнительных компонентов помпы, масляного насоса и коленчатого вала.
Емкость топливного бака составляла 150 литров. После реформы был добавлен еще один резервуар. Его вместимость составляет 65 литров. Таким образом, запас хода автомобиля после полной заправки составляет более 500 километров.
Преимущества двигателя:
- Простота конструкции.
- Надёжность.
- Послушность.
- Быстро заводится даже после долгих перерывов.
Его недостатком является то, что он требует особого ухода в холодную погоду (ниж е-10 градусов). Например, необходимо защитить и изолировать моторный отсек: Используются специальные изолирующие кожухи. А технология охлаждения силовой установки не могла поддерживать необходимую температуру в очень холодную погоду. Позже эта дилемма была решена путем замены термостата.
Двигатель после модернизации 1978 года
Степень сжатия была увеличена до 6,5 (ранее она составляла 6,2), а поршневой комплект был сделан идентичным поршневому комплекту двигателя ЗИЛ-130.
Важная реформа коснулась технологии смазки. Для очистки масла использовался центробежный фильтр. Эта система была усовершенствована путем модернизации масляного насоса и сальников коленчатого вала.
Другие изменения:
- Существенное развитие силы водяного насоса.
- Установка нового преобразователя переменного тока.
- Поставлен стартер с высокими оборотами и лучшей мощностью.
- Замена трамблера на мощный контактно-транзисторный механизм зажигания.
- Появление новаторского трубчатого радиатора в технологии охлаждения. Сильный вентилятор с шестью лопастями прогонял через него воздух. Так решили дилемму с перегревами.
- Расположение мотора на новой подвеске.
История создания автомобиля
Одной из причин разработки ЗИЛ-157 была замена двухосной модели ЗИЛ-150 на усовершенствованный ЗИЛ-164. Грузовики ЗИЛ с полным и задним приводом были объединены в несколько единиц, поэтому было очевидно, что необходимо разработать новый автомобиль. Опыт военного и гражданского использования ЗИЛ-151 выявил ряд конструктивных недостатков, которые были устранены в новой модели.
В конструкцию грузовика было внесено несколько изменений для устранения недостатков, обнаруженных при эксплуатации предыдущего поколения армейских грузовиков. В частности, был внедрен четырехрядный радиатор для снижения тепловой эффективности двигателя и возможности перегрева.
При разработке ЗИЛ-157 удалось уменьшить длину автомобиля и улучшить распределение веса по осям, что положительно сказалось на его способности преодолевать грунт.
Первые образцы грузовика были показаны на Брюссельском автосалоне 1958 года, где грузовик выиграл Гран-при. Первые грузовики покинули завод в конце года. С 1977 года параллельные автомобили производятся на заводе УАМЗ в городе Новоуральске.
Предприятие выпускало вариант ЗИЛ-157К около года, а затем перешло на производство усовершенствованной модели ЗИЛ-157КД. Сборка ЗИЛ-157КД была завершена в Москве в 1982 году (некоторые машины поставлялись до 1988 года) и на УАМЗ в 1991 году. Отдельные двигатели собирались из складских деталей на заводе «Урал» до 1994 года.
Конструкция
Конструктивно ЗИЛ-157 представлял собой модифицированную версию внедорожника ЗИЛ-151 с учетом отзывов покупателей.
Основные различия в конструкции:
- применение ошиновки с одним колесом с направленным внедорожным рисунком протектора;
- использование колесных дисков уменьшенного радиуса;
- перенос запасного колеса в зазор между полом кузова и лонжеронами рамы;
- сокращение длины рамы на 25 см за счет переноса запасного колеса;
- внедрение системы регулировки давления в шинах с ручным управлением из кабины;
- улучшение геометрической проходимости;
- внедрение дополнительного бака на 65 л бензина, размещенного в хвостовой части рамы;
- изменение передаточных чисел в коробке;
- улучшение материалов и средств защиты узлов трансмиссии.
В ЗИЛ-157 используется клепаная рама с усилениями вокруг оси баланса. Боковые части рамы изготовлены из продольных элементов с фигурным сечением.
Кабина
ЗИЛ-157 имел трехместную кабину цельнометаллической конструкции. Доступ осуществлялся через две двери с ветровым стеклом. В кабине было регулируемое сиденье водителя и двухместный диван. Под подушками и за диваном находились ниши для хранения инструментов и оборудования. Стены были обшиты картоном.
Кабина ЗИЛ-157 была оборудована системой вентиляции и отопления с электрическим вентилятором, который направлял поток воздуха на лобовое стекло. В жаркую погоду ветровое стекло можно было откинуть для дополнительной вентиляции (на моделях до 12.1971).
Тропическая версия не имела холодильника и была оснащена вспомогательным вентилятором в салоне. Ветровое стекло очищалось вакуумным стеклоочистителем, приводимым в действие вакуумом во впускном коллекторе двигателя. Овальное заднее стекло было оснащено радиаторной решеткой (до 1960 года).
Опционально военные такси ЗИЛ-157 могут быть оснащены выдвижной крышей.
В армейских такси было предусмотрено место для вооружения водителя и сопровождающего.
Кузов
За кабиной ЗИЛ-157 находилась деревянная платформа с металлическими усилениями. Только задняя дверь была распашной и имела две ступеньки с откидными основаниями. По бокам находились места для крепления складных скамеек на 16 человек. Боковые стены могли поддерживать пять брезентовых крыш, которые имели вентиляционные отверстия.
Пристройка к боковой стене включала шесть узких досок, количество которых к 1975 году было сокращено до трех.
На моделях до 1963 года желтые и красные отражатели были установлены на передней и задней дверях соответственно. От них отказались после введения в светильники пластиковых рассеивателей вместо стеклянных. Два инструментальных ящика были установлены под полом платформы ЗИЛ-157.
Гражданские автомобили, построенные после 1975 года, могут быть оснащены складными боковыми юбками. Последние машины были оснащены платформой, заимствованной у ЗИЛ-131Н.
Технические характеристики
ЗИЛ-151А | ЗИЛ-157К | ЗИЛ-131Н. | |
---|---|---|---|
Вес снаряженный, кг | 5880 | 5540 | 6375 |
Нагрузка на передний мост, кг | — | 2400 | — |
Нагрузка на мосты задней тележки, кг | — | 3140 | — |
Клиренс, мм | 260 | 310 | 330 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 | 65 | 80 |
Расход топлива, л/100 км | 46 | 42 | 40 |
Грузоподъемность на шоссе, к | 4500 | 4500 | 5000 |
Грузоподъемность на грунте, кг | 2500 | 2500 | 3750 |
Всего было произведено около 800 тысяч грузовиков ЗИЛ-157, которые поставлялись в военный и гражданский секторы. Гражданские 157-е использовались для перевозки грузов и людей в районах с плохими дорогами или бездорожьем. На базе этого автомобиля были построены танки, пожарные машины и передвижные мастерские.
Армейские ЗИЛ-157 использовались для перевозки личного состава и вооружения. Шасси использовалось для установки реактивных систем залпового огня, а также силовой установки для зенитных ракетных установок С-75 «Десна».
Технические силы были оснащены буровыми установками на шасси грузовика, способными бурить водяные скважины глубиной до 15 метров.
Саперные подразделения использовали тягачи ЗИЛ-157 для доставки понтонов ППС. Полный комплект устройств позволил построить переправу длиной до 790 метров и грузоподъемностью до 100 тонн. Один набор состоял из 480 автомобилей.
На базе тракторов ЗИЛ-157 была проведена работа по проектированию автопоездов с полуприцепами. Армия испытала малую серию трактора ЗИЛ-157КВ-1, который был агрегатирован с активным двухосным полуприцепом модели ПАУ-3. Тандем использовался для перевозки транспортной машины 9Т22, которая была частью зенитно-ракетного комплекса 2K12 KUB.
Транспортное средство предназначалось для перевозки шести ракет 3М9, установленных на поддонах или в изолированных контейнерах.
Технические характеристики ЗИЛ-157
Кроме использования трех осей с одинаковой колеей и односкатных колес, в чем техническая особенность конструкции ЗИЛ-157?
В отличие от многих других автомобилей этого класса, этот грузовик был оснащен другим, довольно плоским шасси. Это означает, что он может оторвать колеса от земли на ухабистой местности, заснеженном новом грунте или сложном грунте, не застревает в грязи, песке или сугробах и может двигаться дальше без каких-либо проблем.
Уже на этапе разработки этой модели специалистам советской шинной промышленности было предложено разработать новые качественные шины для бездорожья. Идея заключалась в том, что эти шины позволят стабильно управлять автомобилем даже при пониженном внутреннем давлении.
Цель была достигнута: была изобретена, испытана и представлена грузовая шина с повышенной эластичностью за счет уменьшения количества слоев корда, увеличения ширины протектора и использования дополнительных внутренних слоев из мягких сортов резины.
Колеса ЗИЛ-157 были шире и имели специальный глубокий рисунок протектора «елочка», который оказывал направленное действие и практически исключал пробуксовку. Это объясняется тем, что они обладают свойствами самоочищения от налипшей грязи.
Впервые в советском автомобилестроении система контроля давления в шинах была установлена на серийном автомобиле. Им можно было удобно управлять с водительского места, не останавливая автомобиль. В 1961 году система давления воздуха была перенесена с внешней стороны шин на внутреннюю.
Таким образом, небольшие проколы и утечки не влияли на ход автомобиля, компрессор наполнял шину необходимым количеством воздуха и компенсировал недостаток давления. Можно продолжать движение на ЗИЛ-157 даже с одной, сильно поврежденной шиной, компенсируя потерю давления путем непрерывного накачивания.
При необходимости вы можете снизить давление в шинах до 0,7 атмосфер при движении по сильному снегу, зыбучим пескам или болотистой местности. Таким образом, колеса оседают, а поверхность становится шире. Давление в шинах может быстро подняться до нормального значения в 2,8 атмосферы после сложного участка дороги.
В целом, для дорог с твердым покрытием до скорости 60 км/ч рекомендуется максимальное давление 2,8 кг/см2. Рекомендуется снизить давление в шинах до двух кг/см2 при движении по неровной дороге и до 1 кг/см2 при скорости 20 км/ч на песчаной и дождливой местности. Для болотистой и заснеженной местности рекомендуется ограничение скорости до 10 км/ч и снижение давления на 0,5/0,7 кг/см2. Снижение давления на грунт заметно повышает проходимость автомобиля.
Кузов и грузовая платформа
Наиболее распространенным был классический бортовой грузовик ЗИЛ-157 для перевозки грузов и людей, который был оснащен деревянными брусьями и откидной задней дверью. Настилы были сделаны из досок 800х200 и прикреплены к деревянной платформе с помощью хомутов, что значительно облегчило всю конструкцию.
Сам кузов автомобиля представляет собой платформу из того же дерева, с продольными металлическими ребрами для защиты от трения. Для усиления продольной конструкции используются поперечины с металлическими опорами. Неподвижной является только передняя стенка, а боковые и задняя стенки откидываются, что позволяет полностью открыть корпус.
Таким образом, погрузка и разгрузка товаров и грузов может быть выполнена быстро и легко. Это отличалось от других грузовиков того времени, таких как ГАЗ-63, которые имели схожий стиль.
Двигатель ЗИЛ-157
При разработке двигателя для 157-го грузовика ЗИЛ учитывались «хронические недостатки» грузовиков ЗИС-151: недостаточная мощность и надежность, легкий перегрев и большой расход топлива, проблемы с тягой прицепов и т.д. Грузовик ЗИЛ-157 получил значительно улучшенный двигатель, который он использовал в течение двадцати лет (после переоборудования в 1961 году) до модернизации в 1978 году.
И основной двигатель, и модернизированный ЗИЛ-157 — это бензиновые двигатели с карбюраторами. На момент разработки и производства этого вседорожного покорителя не существовало масштабных промышленных технологий оснащения серийных грузовиков дизельными двигателями. Как в СССР (ЯАЗ-214), так и за рубежом в этом перспективном направлении были сделаны только первые шаги, и все серийные автомобили имели бензиновые двигатели.
Однако было предпринято несколько успешных попыток установить дизельные двигатели Д245-12С на ЗИЛ-157. Необходимо было вырезать стандартные кронштейны и приварить кронштейны из ЗИЛ-130 или ЗИЛ-131.
Все кронштейны для крепления двигателя и коробки передач были легкими и легко устанавливались. Однако проявился один недостаток такой модернизации: от работы дизеля значительно усиливалась тряска и вибрация, добавляя неудобства в и без того довольно жестокие условия работы автомобилиста.
Особенности двигателя:
- Тип: бензиновый, карбюраторный, четырёхтактный, с рядным расположением цилиндров;
- Блок цилиндров: чугунный; с «рубашкой» закрытого типа, по контуру которой циркулирует охлаждающая жидкость;
- Головка цилиндров: алюминиевая;
- Количество цилиндров: шесть;
- Объём: 5,559 литров;
- Мощность: 104 лошадиные силы – до, 110 лошадиных сил – после модернизации, при 2600 оборотах в минуту;
- Крутящий момент 334 Н/м;
- Очерёдность движения цилиндров: 1/5/3/6/2/4;
- Диаметр цилиндра: 101,6 мм;
- Диаметр поршня: 100 мм;
- Ход поршня: 114,3 мм;
- Расположение клапанов: нижнее.
Двигатель ЗИЛ-157 работал на бензине А-66, а после переделки 1978 года — на 72 бензине (66 бензина тогда, вероятно, не существовало). Фактический расход топлива составил в среднем 42 литра бензина на 100 км (около 38 литров при крейсерской скорости 40 км/ч).
Топливный бак ЗИЛ-157 вмещает 150 литров топлива. После модернизации установка дополнительного 65-литрового бака стала стандартным оборудованием. Это дает ЗИЛ-157 дальность более 500 км на одном баке топлива.
Двигатель ЗИЛ-157 отличается простотой конструкции, надежностью, нетребовательностью и безотказностью в работе. Он легко заводится даже после длительного простоя или хранения в сарае. Однако в холодное время года (когда температура постоянно держится ниже 10 градусов ниже нуля) она требует особого ухода.
В частности, моторный отсек должен быть защищен и изолирован специальными изолирующими кожухами. (Входит в комплектацию автомобиля). Потому что система охлаждения двигателя не могла поддерживать необходимую температуру при сильном морозе. Позже эта проблема была решена: термостат был закончен, но грузовики все еще были оснащены изолирующими кожухами.
Модификации
На базе 157 ЗИЛов было выпущено более 10 вариантов по показателям:
- В — седельный тягач;
- К — улучшенная в 1961 г. базовая версия;
- КВ — седельный тягач, разработанный в 1961 г.;
- Г — вариант с применением экранированного электрооборудования для защиты от радиопомех и средств радиолокационного обнаружения;
- КГ — модификация 1961 г. с применением экранированного электрооборудования на базе варианта К;
- КД — вариант от уральского завода, который получил улучшенный карбюратор, появился в 1978 г.;
- КДВ — седельный тягач 1978 г.;
- Е — специальная версия, оснащенная 2 топливными баками по 150 л;
- Э — транспорт для поставки в страны Варшавского договора;
- Ю — автомобиль с доработанной системой охлаждения и радиатором большего объема для эксплуатации в тропическом климате.
ЗИЛ-157 КДМ был прототипом ЗИЛ-157КД 1984 года с двигателем и коробкой передач от ЗИЛ-157КД, а кабиной, шасси и платформой от ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Но прототипы не ограничивались ЗИЛ-157КДМ; в 1962 году, например, был построен ЗИЛ-157КВ1 — седельный тягач для работы с полуприцепами.
Самосвал
Самосвалы Мытищинского завода решили адаптировать к шасси самосвала ЗИЛ-157КД. Прототип ЗИЛ-ММЗ-4510 был построен в 1988 году и был оснащен металлической платформой с механизмом опрокидывания и гидравлическим насосом. В ходе испытаний возник ряд проблем, поэтому грузовики были построены в небольшом количестве только для военных нужд.
Лесовоз
Грузовик не выпускался серийно. Однако, благодаря своей грузоподъемности, ЗИЛ-157 часто использовался лесозаготовительными компаниями. Грузовик прочен, может передвигаться по болотистой местности и труднопроходимым участкам, надежно перевозит бревна с лесозаготовительных участков.
Пожарный
Пожарная машина ЗИЛ называлась АР-2. Он имел увеличенную кабину для пожаротушения и широкие задние двери. Пожарная машина оснащена цистерной для воды емкостью 4,5 тонны и телескопической лестницей. Он может работать в самых сложных местах.
Бензовоз
ATZ-3-157 — танкер, запущенный в производство в 1958 году. В 1959 году был построен военный водонефтяной танкер ВМЗ-ЗИЛ-157. Один танкер вмещает 1400 литров воды, другой — 700 литров нефти. ACM-4-157K был построен в 1962 году и имел емкость 250 литров.
Автобус
В рамках 157-й модели для нужд группы армий «Запад» в Германии завод «Прогресс» выпустил автобус с кабиной водителя.
Обслуживание, ремонт и тюнинг
Простая конструкция автомобиля позволяла выполнять практически любой ремонт в дороге. Ремонтопригодность ЗИЛ-157 сделала его долговечным автомобилем, который работает и по сей день.
В большинстве случаев модификации начинаются с установки гидравлического усиления, которое повышает комфорт водительского сиденья. Часто дорабатывается панель управления, регулируется карбюратор, заменяются рычаги и педали, переобиваются сиденья.
Отзывы и цены
Серийное производство уже давно прекращено. В продаже остались только модели 1980-х и 90-х годов. Цена моделей начинается от 40 000 рублей.
Владимир, 55 лет: «Из своей службы в армии я помню один вертолет — ЗИЛ-157, который имел лучшие характеристики в те годы. В нашем подразделении были и другие машины, но они не шли ни в какое сравнение по производительности или транспортным возможностям.
Вадим, 36 лет: «Об автомобиле я узнал от отца и его друзей-шоферов. Они работали на Крайнем Севере, в Казахстане, на больших стройках. В разговоре они называют машину Захаром. В детстве я думал, что это марка грузовика, но когда я вырос, то понял, что они называют его так из уважения и что все шоферы в стране называют его так».
Технические характеристики
Технические характеристики ЗИЛ-157 уже были хороши для базовой модели. С модернизацией и выпуском новых модификаций они стали еще более совершенными.
Технические характеристики Грузовик может развивать скорость до 65 км/ч на шоссе. Угол подъема составляет 28 градусов, что обеспечивает хорошую проходимость. Внешний радиус поворота составляет 12 метров.
Расход топлива на 100 км
Расход топлива ЗИЛ-157 составляет до 40 литров бензина на 100 километров, в зависимости от дорожного покрытия. Имеется два бензобака, 150 и 65 литров. Одного танка хватало на 510 километров по смешанной местности.
Год выпуска
Официальным годом выпуска ЗИЛ-157 был 1958, дата, ознаменовавшая начало серийного производства грузовиков. Разработка и изготовление первого прототипа относятся к 1954 году.
Габариты и вес
С точки зрения размеров и веса, ЗИЛ 157 имеет следующие характеристики:
- снаряженная масса — 5,54 т;
- полная масса — 10,19 т;
- длина — 6,684 м;
- ширина — 2,315 м;
- высота — 2,36 м, с тентом — 2,915 м;
- размеры платформы, длина-ширина-высота — 3,57х2,09х0,355 м;
- дорожный просвет (клиренс) — 0,31 м;
- колея — 1,755 м, задняя на 5 мм уже.
Размеры должны учитывать различия в модификациях и ТТХ, зависящие от тюнинга и улучшений. Приведенные значения относятся к базовой модели.
Раздатка
Трансмиссия — двухступенчатая коробка передач. Передаточное число:
- 2,27 на первой передаче;
- 1,16 на второй.
Шестерня главного приводного вала — одинарная; передаточное число главной коробки передач — 6,67.
Грузоподъемность
Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависит от типа местности. На автостраде она составляет 4,5 тонны, на грунте — 2,5 тонны. Максимально допустимый вес прицепа составляет 3,6 тонны.
КПП
Механическая коробка передач ЗИЛ-157 имеет шесть передач. Передаточное число:
- 7,44 на первой передаче;
- 4,10 на второй;
- 2,29 на третьей;
- 1,47 на четвертой;
- 1,00 на пятой;
- на задней передаче — 7,09.
Передаточные числа могут меняться в зависимости от модификации. Передачи переключаются напольным рычагом.
Дорожный просвет
Передачи переключаются с помощью рычага переключения передач. Это значение также должно учитывать меры по тюнингу и усовершенствованию автомобиля, которые могут повлиять на дорожный просвет.
Модификации
В ходе серийного производства ЗИЛ-157 были внесены многочисленные изменения. Наиболее важными из них являются следующие:
- ЗИЛ-157К — модель, выпускаемая с 1961 года, в конструкции имелись детали и комплектующие от ЗИЛ-130;
- ЗИЛ-157В — седельный тягач, был разработан почти одновременно с базовой моделью;
- ЗИЛ-157КВ — модификация седельного тягача, выпускаемая с 1961 года;
- ЗИЛ-157Ю — модель грузовика для тропического климата;
- ЗИЛ-157Г — грузовик имел экранированное электрооборудование, с 1961 года также выпускалась модифицированная версия ЗИЛ-157КГ;
- ЗИЛ-157Э — машина, предназначенная для экспорта;
- ЗИЛ-157Е — специализированное шасси с двумя бензобаками по 150 литров;
- ЗИЛ-157КД — стала базовой моделью с 1978 года, имела карбюратор К-88АЖ, некоторые комплектующие были унифицированы с ЗИЛ-130;
- ЗИЛ-157КДВ — седельный тягач с 1978.
На базе шасси автомобиля ЗИЛ-157 был разработан автобус с кабиной «Прогресс». Выпускались пожарные машины ПМЗ-27 и ПМЗ-56А, а также рамные автомобили и мусороуборочные машины. Китай также производил собственную модификацию ZIL-157 — JIEFANG CA-30.
Военное применение
Как и большинство внедорожников, ЗИЛ-157 был создан как для военных, так и для народного хозяйства. В первом случае шасси грузовика было высоко оценено и модифицировано для различных целей. Например, на шасси были установлены пусковые установки для реактивных систем залпового огня. Существовало несколько версий, но они не сильно отличались по производительности.
Существовала модификация с буровым устройством для технических армий. Он использовался для бурения колодцев и скважин для обеспечения солдат питьевой водой во время длительных боевых действий. Были также машины для строительства мостов и водных путей.
Сегодня грузовики ЗИЛ-157 в различных модификациях все еще находятся на военных складах. Всего за эти годы было выпущено около 800 тысяч, и многие модели используются в государственном секторе, особенно в лесной промышленности. Купить такой грузовик можно за 50-150 тысяч в зависимости от модели, хотя на вторичном рынке представлены только грузовики 80-90 годов выпуска.