Однако многие современные двигатели ВАЗ оснащены гидравлическими толкателями. Поэтому следует быть осторожным при ударах по клапанам на этих автомобилях, когда двигатель горячий.
Звенят клапана при разгоне
Двигатель нового автомобиля работает как часы. Но ничто не вечно, и однажды владелец автомобиля замечает, что к обычному шепоту двигателя примешиваются необычные звуки. Эксперт, конечно, отличит ненормальный шелест ремня, или звон пальцев, или, скажем, стук подшипников коленчатого вала от другого печального диагноза: биения клапанов!
Давайте попробуем разобраться в премудростях диагностики клапанов и выясним, как справиться с этим состоянием в вашем автомобиле. Мы также рассмотрим возможные причины стука клапанов двигателя внутреннего сгорания. Давайте сначала опишем звук, который используют эксперты для определения проблемы, которую они описывают. Это слышимое, отчетливое и металлическое, среднечастотное прикосновение в области крышки ГРМ. Этот шум не исчезает даже при изменении оборотов двигателя, особенно если клапаны звенят только при холодном двигателе.
Во-вторых, только опытный специалист может сказать наверняка. Однако обычному автомобилисту следует попробовать два метода диагностики. Один из них следующий: Откройте крышку маслозаливной горловины, затем прислушайтесь к горловому шуму; если шум усиливается, скорее всего, виноваты они. Другой метод: например, подержите стетоскоп в области подозрительной части, и вы услышите странный шум.
Что с ними не так
Сейчас мы опишем наиболее распространенные причины стука клапанов. Современные двигатели имеют головку с распределительным валом и кулачками, которые толкают клапаны через штоки — самый простой и лучший механизм. Штоки называются толкателями.
- Между концом стержня толкателя и кулачком всегда существует минимальное заводское расстояние. Увеличенный зазор – одна из причин стука клапанов. По мере уменьшения зазора также появится касание, и со временем клапан может перестать плотно закрываться.
- Другой возможной предпосылкой монотонной песни клапана может быть стук двигателя, например, из-за низкого уровня бензина.
- Если клапаны стучат только при разгоне, то, скорее всего, это связано с увеличением оборотов двигателя при недостаточном давлении масла.
- Неисправность может возникнуть из-за ослабления ремня ГРМ.
- Наконец, это только износ деталей или кулачков вала.
Необходимо проводить различие между двумя основными типами проблем. Заедание клапанов иногда обнаруживается только при холодном двигателе или, наоборот, только при горячем. Давайте рассмотрим эти сорта по отдельности. Если клапаны стучат только на холодную, это явление можно объяснить следующим образом:
- двигатель старый, изношенные детали проявляются при запуске с большими зазорами, постепенно при нагревании железо расширяется, зазоры уменьшаются, звук пропадает, это главный ответ на вопрос, почему клапана стучат только при холодном двигателе;
- зазор между толкателем и кулачком уже не в норме, но посторонний звук все равно не издается при прогретом двигателе.
Если проблема с клапаном заключается только в горячем клапане, дело обстоит следующим образом:
- болт распредвала на станине плохо затянут, при нагревании кулачка кажется, что он отошел от толкателя;
- недостаточный уровень масла в двигателе, сильно забитый масляный фильтр – из-за последнего, например, не хватает масла для клапанов на горячее;
- гидравлические подъемники стучат.
О гидрокомпенсаторах и не только
Давайте поговорим об этом отдельно. Если это не так, например, если в ВАЗ 2109 (в которой их нет) где-то бьет клапан, то последняя причина из вышеприведенного списка сразу отпадает….. Если это не так, клапаны регулируются с помощью специальных шайб, но если они… Они имеют функцию саморегулировки.
Гидравлический разделитель обычно состоит из корпуса и плунжера. Оба расположены непосредственно между кулачком и клапаном. При движении распределительного вала масло из двигателя поступает в корпус и сжимает плунжер. Оно заполняет весь тепловой зазор между кулачком и концом стержня клапана, когда клапан открыт, а когда клапан закрыт, масло сливается. Это решает проблему.
При таком гидравлическом подъемнике недостаточное давление масла приводит к внезапному выходу клапанов из строя. Кстати, недостатки гидравлических подъемников, такие как повышенная сложность, потеря мощности и повышенный износ распредвала, заставили инженеров Toyota отказаться от этой системы при проектировании.
Однако на многих современных автомобилях ВАЗ установлены гидравлические домкраты. Поэтому следует быть осторожным при ударах по клапанам на этих автомобилях, когда двигатель горячий.
Кстати, не принимайте за шум клапанов другого характера, если вы просто задели клапан адсорбера на Приоре или Калине — это типичная проблема для них. Устранение простое: снимите этот узел с корпуса воздухоочистителя, найдите регулировочный винт, слегка заполните его эпоксидной смолой, закрутите.
Что означает стук пальцев при разгоне автомобиля
Само определение «звенящие пальцы» не совсем точно описывает состояние двигателя при возникновении этой проблемы. Нет никаких «пальцев», бьющих по двигателю, а сам шум вызван ударной волной, бьющей по стенкам цилиндра.
При нормальной работе двигателя топливно-воздушная смесь поступает в камеру сгорания и равномерно взрывается, начиная от свечи зажигания. В этом состоянии скорость распространения ударной волны составляет около 20-30 м/с. Если у двигателя возникают проблемы с зажиганием, т.е. вводится слишком обогащенная смесь, она взрывается, как только попадает в камеру сгорания. Ударная волна начинает хаотично распространяться и ударяется о стенки цилиндра с огромной скоростью до 800-900 м/с.
Стук пальцев
При работе двигателя под нагрузкой слышен металлический шум. Это исчезает при достижении определенной скорости. Инженеры старой школы скажут вам, что это щелчок «больших пальцев» при ускорении. Но водитель будет удивлен и совершенно прав: Шум не имеет ничего общего с «пальцами» в поршнях.
Природа этого удара иная. Это происходит в результате взрыва. Иногда может случиться так, что топливо не сгорает должным образом по определенным причинам. Ударная волна в камере сгорания отскакивает от поршня и стенок цилиндра. Это вызывает очень громкий металлический звон, который специалисты называют «звоном пальцев».
Основные причины, почему стучат клапаны в двигателе
Каждый порядочный автовладелец должен знать причину неисправности клапана. Наиболее важные из них перечислены ниже:
Читайте также: Модели двигателей в МТЗ.
- Изменилась величина зазора между толкателями и клапанами. При сборке машины этот зазор точно настраивается. Если же по какой-то причине он изменяется, то обязательно появится металлическое постукивание.
- Экономия на топливе, то есть заправка более дешевым, нежели указано в паспорте автомобиля. Это чревато детонацией двигателя, которая непременно скажется и на состоянии клапанов.
- Встречаются ситуации, когда шум клапанов слышен только при ускорении или движении с большой скоростью. Так проявляет себя низкое давление масла в системе смазки мотора.
- Если стук появляется после замены ремня ГРМ, значит, его установили неправильно. Также положение ремня может сбиться и тем самым нарушить работу клапанов.
- Одной из основных причин стука является обычный износ клапанов в процессе работы двигателя. Устраняется лишь путем их замены.
Давайте подробнее рассмотрим некоторые из причин.
Основной причиной стука является увеличение вакуума между распредвалами и рычагами. Нарушение нормального зазора приводит к удару кулачка о распределительный вал. Это приводит к появлению отчетливого металлического звука. Зазор увеличится, и работа в этом режиме приведет к ускоренному износу и серьезному повреждению двигателя. Зазор устанавливается на заводе. Некоторые модели двигателей имеют одинаковый размер зазора, у других этот параметр уникален.
Однако меньший зазор также отрицательно скажется на работе клапанов. Другими словами, клапан, скорее всего, заклинит, и со временем несовершенное закрытие станет постоянным. Эксплуатация двигателя со слишком тугими клапанами или недостаточным закрытием клапанов неизбежно приведет к снижению компрессии и перегреву двигателя. Существует вероятность полного отказа цилиндра — от одного до всех цилиндров. Чтобы избежать этого, необходимо регулярно регулировать зазоры. Оптимально, такое техническое обслуживание должно проводиться каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Однако неправильная регулировка клапанов — не единственная причина металлического стука в двигателе. В случае взрыва внешние проявления очень похожи. Детонация — это крошечный взрыв внутри цилиндра. В этом случае ударная волна воздействует на отверстие цилиндра и другие компоненты поршневой системы. Результатом может быть захлопывание клапанов. Свеча зажигания также приводит к появлению черного дыма из выхлопной трубы, значительному падению мощности двигателя и быстрому перегреву.
Почему «пальцы»?
Процесс сгорания в полностью исправном двигателе происходит последовательно. Пламя зажигается возле свечи зажигания и постепенно заполняет весь цилиндр. Но существует и другой тип сгорания — сгорание при искровом зажигании. Топливная смесь в камере сгорания взрывается с силой. Это приводит к повышению давления и температуры. Именно этот взрыв и называется детонацией. Именно поэтому водитель слышит хлопающий звук — он возникает из-за волны давления. Для правильного горения необходима скорость распространения огня до 30 м/с. Давление газа постепенно увеличивается. При таком сгорании пламя постепенно заполняет цилиндр. Газы мягко давят на поршень. Поскольку взрыва не происходит, газ не ударяется о стенки камеры сгорания. Если скорость горения выше, это является предпосылкой для воспламенения. Кстати, этот эффект очень вреден для двигателя.
Если «пальцы» стучат при ускорении, это признак того, что двигатель воспламеняется. Это мгновенный и очень разрушительный взрыв горючего материала при ударе или срабатывании воспламенителя. Это определение дано в словаре Ушакова. Воспламенение топлива для автомобильных двигателей — это быстрое сгорание смеси бензина и воздуха. Он возникает, когда двигатель работает под нагрузкой на низкой скорости и на топливе низкого качества. Этот процесс сопровождается стуком, вибрацией и повышением температуры. В результате «пальцы» стучат при разгоне (ВАЗ-2112 также).
Как понять почему стучат клапана именно у вас?
Проверьте давление масла, оно должно быть в норме, а также убедитесь, что его состояние и вязкостные характеристики в норме.
Рекомендация.
Читайте также: Контрольная таблица лошадиных сил — формула расчета.
Клапаны также могут стучать «на холодную», поэтому причиной может быть износ критических клапанов. Если пробки негерметичны или загрязнены, это может повлиять на подачу масла к клапанам, что приведет к характерному металлическому стуку из-за отсутствия смазки в клапанах.
Если давление масла в норме, следует проверить зазор клапана, возможно, потребуется .
Почему «пальцы»?
Процесс сгорания в полностью исправном двигателе происходит последовательно. Пламя зажигается возле свечи зажигания и постепенно заполняет весь цилиндр. Но существует и другой тип сгорания — сгорание при искровом зажигании. Топливная смесь в камере сгорания взрывается с силой. Это приводит к повышению давления и температуры. Именно этот взрыв и называется детонацией. Именно поэтому водитель слышит хлопающий звук — он возникает из-за волны давления. Для правильного горения необходима скорость распространения огня до 30 м/с. Давление газа постепенно увеличивается. При таком сгорании пламя постепенно заполняет цилиндр. Газы мягко давят на поршень. Поскольку взрыва не происходит, газ не ударяется о стенки камеры сгорания. Если скорость горения выше, это является предпосылкой для воспламенения. Кстати, этот эффект очень вреден для двигателя.
Мы также рекомендуем прочитать эту статью, в которой описано, как можно определить, что именно стучит в двигателе. В этой статье вы узнаете больше о различных методах диагностики и выявления стуков и шумов в двигателях внутреннего сгорания.
В этом случае диагностировать проблему проще, чем в случае с двигателем. Чтобы проверить это, необходимо снять ремень с определенного оборудования, а затем оценить уровень шума, запустив двигатель. Кроме того, после снятия ремня проверните валы и шкивы, чтобы найти источник стука или шума.
Детонация – что это?
Если «пальцы» стучат при ускорении, это признак того, что двигатель воспламеняется. Это мгновенный и очень разрушительный взрыв горючего материала при ударе или срабатывании воспламенителя. Это определение дано в словаре Ушакова. Воспламенение топлива для автомобильных двигателей — это быстрое сгорание смеси бензина и воздуха. Он возникает, когда двигатель работает под нагрузкой на низкой скорости и на топливе низкого качества. Этот процесс сопровождается стуком, вибрацией и повышением температуры. В результате «пальцы» стучат при разгоне (ВАЗ-2112 также).
Начинающему водителю поначалу довольно сложно понять, какая неисправность является причиной шума двигателя. Шумы могут возникать при выходе из строя ремня, коленчатого вала, подшипников и, конечно, клапанов. Поэтому каждый владелец автомобиля должен знать об особенностях посторонних шумов в двигателе и уметь определить, стучат ли клапаны или что-то другое.
Рекомендуется: Какое масло лучше всего подходит для зимы? 10 лучших брендов
Почему «пальцы»?
Процесс сгорания в полностью исправном двигателе происходит последовательно. Пламя зажигается возле свечи зажигания и постепенно заполняет весь цилиндр. Но существует и другой тип сгорания — сгорание при искровом зажигании. Топливная смесь в камере сгорания взрывается с силой. Это приводит к повышению давления и температуры. Именно этот взрыв и называется детонацией. Именно поэтому водитель слышит хлопающий звук — он возникает из-за волны давления. Для правильного горения необходима скорость распространения огня до 30 м/с. Давление газа постепенно увеличивается. При таком сгорании пламя постепенно заполняет цилиндр. Газы мягко давят на поршень. Поскольку взрыва не происходит, газ не ударяется о стенки камеры сгорания. Если скорость горения выше, это является предпосылкой для воспламенения. Кстати, этот эффект очень вреден для двигателя.
Если «пальцы» стучат при ускорении, это признак того, что двигатель воспламеняется. Это мгновенный и очень разрушительный взрыв горючего материала при ударе или срабатывании воспламенителя. Это определение дано в словаре Ушакова. Воспламенение топлива для автомобильных двигателей — это быстрое сгорание смеси бензина и воздуха. Он возникает, когда двигатель работает под нагрузкой на низкой скорости и на топливе низкого качества. Этот процесс сопровождается стуком, вибрацией и повышением температуры. В результате «пальцы» стучат при разгоне (ВАЗ-2112 также).
Стучат клапана или нет, что за посторонние звуки в двигателе
Начинающему водителю поначалу довольно сложно понять, какая неисправность является причиной шума двигателя. Шумы могут возникать при выходе из строя ремня, коленчатого вала, подшипников и, конечно, клапанов. Поэтому каждый владелец автомобиля должен знать об особенностях посторонних шумов в двигателе и уметь определить, стучат ли клапаны или что-то другое.
Рекомендуется: Каковы последствия высокого уровня масла в автоматической коробке передач?
Почему возникает детонация?
Октановое число топлива — это мера коэффициента сопротивления воспламенению горючей жидкости при сжатии. Другими словами, это сопротивление воспламенению.
Двигателям с высокой степенью сжатия, естественно, требуется топливо с высоким октановым числом. Каждый современный двигатель имеет высокую степень сжатия. Заправка низкооктановым бензином значительно повышает риск воспламенения. Зажигание — это самостоятельное сгорание топливной смеси в цилиндрах. Одной из причин этого явления является несгоревшая сажа или высокая температура в камере сгорания. Еще одной причиной стука в двигателе при разгоне является бедная топливная смесь. Увеличение количества воздуха по отношению к количеству топлива вызывает горение. Очень бедная смесь с большей вероятностью вызовет дефлаграцию при попадании в цилиндр, чем нормальная смесь. Аналогичный эффект возникает и при высокой нагрузке. Именно перегрузка системы привода вызывает удар при ускорении. Если вы включите третью передачу вместо первой, вы услышите не только стук, но и характерный металлический лязг.
Типовые причины звона «пальцев» при нормальной работе ДВС
Если «пальцы» стучат при разгоне на «Калине», то, скорее всего, вышел из строя FMRV. Если он не работает должным образом, ЭБУ получает неверную информацию и выдает неверные команды. Другая причина — неправильно установленный угол взлета. Это вызывает точку, в которой топливо сгорает максимально, т.е. около верхней мертвой точки. Это приводит к повышению давления в камере сгорания. Если в Ford Focus при разгоне стучат «пальцы», возможно, вышел из строя датчик подавления осечки. Определенно стоит проверить этот пункт. Если он больше не работает, его следует заменить.
Стук пальцев
При работе двигателя под нагрузкой слышен металлический шум. Это исчезает при достижении определенной скорости. Инженеры старой школы скажут вам, что это щелчок «больших пальцев» при ускорении. Но водитель будет удивлен и совершенно прав: Шум не имеет ничего общего с «пальцами» в поршнях.
Природа этого удара иная. Это происходит в результате взрыва. Иногда может случиться так, что топливо не сгорает должным образом по определенным причинам. Ударная волна в камере сгорания отскакивает от поршня и стенок цилиндра. Это вызывает очень громкий металлический звон, который специалисты называют «звоном пальцев».
Определение дефектов в двигателе
Если в двигателе возникает сильный стук (в поршневой группе, CCM), двигатель можно снять и отремонтировать. Для определения причины неисправности необходимо разобрать и снять весь двигатель внутреннего сгорания:
- головка блока цилиндров с распредвалами;
- поддон (масляный картер);
- шкив коленвала;
- сцепление с маховиком;
- поршни с шатунами;
- коленвал.
Во время осмотра гильзы цилиндров проверяются на отсутствие заусенцев, потертостей и овальных форм. Зазор между поршнем и гильзой цилиндра не должен превышать 0,15 мм и должен быть измерен штангенциркулем, при этом поршневые кольца должны быть удалены от поршня.
Поршни и валы коленчатого вала должны быть измерены микрометром, а попытки проверить состояние валов с помощью штангенциркуля — пустая трата времени. Износ коленчатого вала не должен превышать 0,03-0,04 мм на всех подшипниках, а если коленчатый вал меньше, то вал необходимо отшлифовать. Коленчатый вал систематически шлифуется за один «круг», что означает, что все подшипники, коренные шатуны и шатуны устанавливаются на правильные размеры. В некоторых случаях можно шлифовать только коленчатые валы, если шатунные подшипники находятся в отличном состоянии.
Распределительный вал должен иметь износ не более 0,05 мм, если износ больше, вал следует заменить — износ шейки подшипника снижает давление в системе смазки, а ослабление может также вызвать стук в двигателе. Также следует тщательно проверить подшипники распределительного вала оси R — они должны быть гладкими и не иметь заусенцев.
Замена деталей должна производиться во время капитального ремонта:
- сальники и прокладки;
- маслосъемные колпачки;
- натяжные ролики, ремень (цепь) ГРМ вместе с башмаками и успокоителями;
- вкладыши по кругу;
- поршневые кольца/ пальцы и поршни.
Если ДВС имеет постоянный пробег, то масляный насос также потребует замены — никогда не знаешь, сколько прослужит эта деталь, а срок службы двигателя напрямую зависит от давления в масляной системе.
Если водяной насос имеет большой пробег, его также необходимо заменить во время ремонта — это особенно важно для двигателей с ременным приводом. Тот факт, что во многих ДВС ремень ГРМ приводит в движение не только приводные валы, но и водяной насос, приводит к запутыванию ремня насоса со всеми неприятными последствиями.
А ремонт сложных двигателей всегда следует доверять профессионалам, не стоит полагаться на собственные силы при недостаточном опыте.