Я вожу 230E 92-го года. Я влюбился в машину со второго взгляда. Проблем с трансмиссией нет, но рулевое управление, насос и масляный датчик протекают. При покупке обращайте внимание на кузов, так как его восстановление обходится дороже.
Двигатель Mercedes-Benz M102
Чтобы заменить устаревший M115, Mercedes в 1980 году выпустил двигатель с другой спецификацией. Была создана целая серия M102, состоящая из нескольких двигателей с разным рабочим объемом.
Предшественником M102 был M115 — двигатель, который Mercedes использовал с 1950 года. Его замена искалась долгое время, его разрабатывала компания, то или иное решение было найдено конкурентами. Однако от «ахиллесовой пяты» роторных двигателей — низкой долговечности и высокого расхода топлива — избавиться не удалось.
Новая установка была намного легче и мощнее устаревшей M115. Положительное влияние оказало внедрение в головки цилиндров технологии перекрестного потока, т.е. расположение впускных и выпускных отверстий по схеме перекрестного потока. Кроме того, блоки были относительно легкими и имели тонкие стены, поддерживаемые усиленными ребрами. Это позволило немного опустить коленчатый вал.
Головки цилиндров M102 были восьмиклапанными, с одним распределительным валом и первоначально без автоматического контроля теплового зазора.
Чугунный блок цилиндров также был переработан. Оба коленчатых вала имели ход поршня 80,25 и 80,2 мм. Хронометраж осуществлялся с помощью одной металлической цепи, что вызвало много нареканий со стороны немцев. Обычно надежные во всем, в данном случае компания допустила ошибку. Цепь была слабой и очень быстро порвалась. Поэтому в 1987 году она была заменена на двухрядную цепь, что несколько увеличило срок службы этого узла.
Вначале для системы впрыска использовались два типа карбюраторов: карбюратор Stromberg (2 литра 102) и карбюратор Bosch K-Jetronic (2,3 литра 102).
В 1984 году модель M102 была переработана:
- тяжёлые шатуны и коленвалы были заменены на облегчённые;
- появились автоматические регуляторы тепловых зазоров клапанов;
- обычные подушки двигателя заменили на гидропоры;
- маслофильтр установили новый;
- добавили регулятор уровня масла;
- датчик давления, который был механическим, стал электрическим.
Родственный, частично улучшенный шестицилиндровый M103 выпускался одновременно с четырехцилиндровым. Однако в 1992 году на смену M102 пришел не этот двигатель, а другой — 2-литровый M111, который полностью заменил своего предшественника в течение двух лет.
Производство | Stuttgart-Untertürkheim Plant |
Марка двигателя | M102 |
Годы выпуска | 1980-1994 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | карбюратор/инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 80.25 |
80.2 | |
Диаметр цилиндра, мм | 89 |
Степень сжатия | 8-9 (см. модификации) |
Объем двигателя, куб.см | 1996, 1997 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 86-122/5000-5500 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 165-178/2500-3500 |
Топливо | 92 |
Экологические нормы | до Евро 1 |
Вес двигателя, кг | ~165 |
Расход топлива, л/100 км (для E200 W124) | 11 литров (город), 6.7 литра (трасса), 8.6 литра (смешанный) |
Расход масла, гр./1000 км | до 1500 |
Масло в двигатель | 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 5.0 и 4.5 (до 10.1984) |
При замене лить, л | ~4.0 |
Замена масла проводится, км | 7000-10000 |
Рабочая температура двигателя, град. | ~95 |
Ресурс двигателя, тыс. км | 400+ |
Тюнинг, л.с. | 200+ |
На какие автомобили устанавливался | Mercedes-Benz W123, Mercedes-Benz 190 W201, Mercedes-Benz E-Class, Mercedes-Benz G-Class Geländewagen W460 и W463 |
Неисправности, слабые места
Двигатель M102 имеет характерные конструктивные недостатки.
- На отметке 100 тыс. км пробега изнашивается распредвал. Проблема решается заменой.
- Сильные вибрации начинаются после износа опор ДВС, которые также должны быть заменены (желательно на оригинальные гидроопоры).
- На отметке 100 тыс. км начинается сильный жор масла, так как изнашиваются маслосъёмные колпачки. Нужно вскрыть мотор и заменить эти детали, что сразу же приведёт в норму расход смазки.
Для этого двигателя также характерен среднечастотный стук на холостом ходу. Это не неисправность, а стук, издаваемый гидроконденсаторами, которые были установлены во время модернизации.
Модификации семейства M102
Давайте рассмотрим модификации этого двигателя подробнее.
M102.920 | Первая карбюраторная версия (Stromberg), которую выпустили ещё в 1980 году. Мощность агрегата составляла 109 л. с. Устанавливался на автомобиль 190-й W123. |
M102.921 | Упрощённая версия карбюраторного ДВС с другими распредвалами и меньшей мощностью (90 л. с.). Начали выпускать в 1982 году. Устанавливался на Мерседес 190-й W201. |
M102.922 | Выходит в 1985 году. Это рестайлинг первой версии, с облегчённой ШПГ и коленвалом. По-прежнему используется карбюратор Stromberg. Данная версия устанавливалась на автомобиль 190-й W124. Двигатель развивает мощность до 109 л. с. С 1986 года стал использоваться другой карбюратор — Pierburd 2. |
M102.924 | Годы выпуска этой модификации 1984-1991. Версия представляет собой доработанный вариант 921, но уже с лёгкой ШПГ и коленвалом. Карбюраторов два: сначала Stromberg, затем Pierburd 2. Мощность 924 — 109 л. с. |
M102.938 | Выпускался с 1982 по 1984 годы. Мощность этого двигателя снижена до 86 л. с. |
M102.939 | Выпуска 1980-1985. Степень сжатия снижена до 8, а мощность равна 122 л. с. |
M102.963 | Выпуска 1985-1992. |
M102.964 | Выпуска 1986-1991. Ставился на Гелентваген. |
M102.965 | Выпуска 1990-1994. |
Кроме того, принято различать версии семейства с разными слоями.
M102 E18
Это последняя версия семейства 102. Коленчатый вал в этом двигателе установлен с ходом 72,2 мм вместо обычных 80,25 мм. Этот двигатель был представлен для замены 2-литрового карбюраторного двигателя M102. Это довольно эффективное устройство, но имеет некоторые недостатки. С самого начала производства он оснащался карбюратором, который позже был заменен системой впрыска топлива с инжекторами. Он был модернизирован в 1984 году, когда вместо тяжелых внутренних частей были установлены легкие компоненты и добавлены гидрокомпрессоры.
Наименование | Характеристики |
Производитель | Stuttgart-Untertürkheim Plant |
Марка мотора | М102 |
Тип двигателя | Карбюратор/Инжектор |
Объём | 2.3 литра (2298 см куб) |
Мощность | 95-185 л.с. |
Диаметр цилиндра | 89 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8-16 |
Степень сжатия | 8-9 |
Расход топлива | 9.0 литра на каждые 100 км пробега в смешанном режиме |
Масло для мотора | 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40 |
Ресурс | 400+ тыс. км |
Зазоры клапанов | впускные 0.15 мм, выпускные 0.3 мм |
Диаметр клапанов | впускных 46 мм, выпускных 39 мм |
На какие авто устанавливался | седан первого поколения Mercedes-Benz 190 1982-1993 года, известен также как Baby Benz |
Выброс CO2, г/км | 212 |
Нагнетатель | Нет |
M102 E23
Этот 2,3-литровый агрегат и 2-литровый M102 были созданы для замены старого M115. Новый двигатель отличался облегченным чугунным блоком цилиндров, новой головкой блока цилиндров с одним распределительным валом и 8-клапанными гидрокомпенсаторами.
Рестайлинг 1984 года
В 1984 году двигатель был пересмотрен для использования в новой серии W 124. Двигатель был значительно модифицирован:
- обновился ремень привод к генератору (заменили поликлиновым, 1-рядным);
- были оптимизирован шатун, произвели упрощение коленчатого вала;
- обновили фильтр на корпусе и датчик масла;
- поставили электродатчик давления масла на место старой механической версии;
- были установлены гидрокомпенсаторы;
- изменили материал опорных — установили гидро.
Этот карбюраторный двигатель MB был последней моделью в серии.
Модификации моторов М102
Двигатель | Мощность, л.с/об.мин | Объем, л | Крутящий момент, Нм/об.мин | Тип | Использование на модели |
М102.920 | 109 5200 | 2.0 | 170 3000 | StromBerg 175 CDT | W123 |
М102.921 | 90 5000 | 2.0 | 165 2500 | — // — | W201 |
М102.922 | 109 5500 | (2.0) | 170 3000 | StromBerg 175 CDTс 1986 – Pierburg 2 E-E | W124 |
М102.924 | 109 5500 | 2.0 | — // — | StromBerg 175 CDT | W124, W201 |
М102.939 | 86 / 5200 | 2.0 | — // — | Pierburg 2 E-E | 190 W201 |
М102.962 | 122 / 5500 | (2.0) | 178 / 3500 | — // — | 190 W201 |
М102.942 | 95 / 5200 | 2.3 | 170 / 2500 | — // — | мерседес T1 и T2 |
М102.944 | 109 / 5300 | 2.3 | 174 / 2000 | Stromberg 175 CDTU | мерседес Gelandewagen |
М102.946 | 105 / 5100 | (2.3) | 182 / 2000 | Pierburg 2 E-E | мерседес T1 и T2 |
М102.980 | 136 / 5100 | 2.3 | 205 / 3500 | K Jetronic Bosch | W123 |
М102..981 | 125 / 5000 | 2.3 | 192 / 4000 | — // — | мерседес Gelandewagen W460 |
М102.982 | 132 / 5100 | (2.3) | 198 / 3500 | — // — | W124 |
М102.983 | 185 / 6200 | 2.3 | 235 / 4500 | — // — | W201 |
М102.985 | 132 / 5100 | 2.3 | 198 / 3500 | — // — | — // — |
М102.987 | 125 / 5000 | (2.3) | 192 / 4000 | — // — | мерседес Gelandewagen W460 |
М102.989 | 126 / 5000 | 2.3 | 190 / 4000 | — // — | мерседес Gelandewagen W463 |
М102.979 | 122 / 5100 | 2.3 | 188 / 4000 | — // — | мерседес Gelandewagen W461 |
Технические характеристики М102
Этот двигатель был последним из поздних моделей:
- страна-производитель — Германия;
- выпускался в период с 1980 по 1994 включительно;
- выполнен из чугуна;
- система питания либо карбюратор, либо инжектор;
- тип мотора — рядный;
- 4-х цилиндровый;
- на каждую головку цилиндр по 2 клапана;
- 80.2 мм, 80.25 мм — поршневой ход;
- цилиндр в диаметре — 89 мм;
- степень сжатия 8-9;
- 1996, 1997 куб.см объем;
- 86 л.с/5000 об.мин — 122 л.с./5500 об.мин.;
- 165 кг;
- по городу расходует около 11 л, на трассе — 6-7 л, смешанно — около 9 л;
- в своем ресурсе имеет 400+ тыс.км.