Как проверить ДПКВ и завести машину без датчика положения коленчатого вала. Признаки неисправности датчика коленвала

Коленвал
Признаки неисправности датчика коленвала - Проверка омметром Можно ли завести инжекторный двигатель без датчика положения коленчатого вала Как обмануть датчик и завести машину Существующие типы датчиков Чистка от грязи

Устройство в определенное время передает информацию о рабочем угле коленчатого вала в ЭБУ, после чего следует команда от блока управления на транзисторы форсунок на впрыск топлива в нужный момент в нужном количестве.

Содержание

Как проверить датчик коленвала

Датчик положения коленчатого вала двигателя, сокращенно ДПКВ, следит за состоянием его шкива на предмет отсутствия двух зубцов. Их не ставили специально, чтобы устройство «чувствовало», как вращается вал. В других случаях для маркировки на валу используются магниты. Кроме того, информация передается по кабелю в электронный блок управления двигателем для обработки. Это помогает ЭБУ синхронизировать работу коленчатого вала и системы зажигания, обеспечивая своевременную подачу искры и впрыск топлива в двигатель. Какие признаки неисправности датчика коленвала и как его проверить рассмотрим ниже.

Электрический датчик играет важную роль в правильной работе силовой установки, именно поэтому все производители автомобилей размещают его в легкодоступном месте для осмотра и ремонта. ДПКВ расположен с правой стороны двигателя, рядом с маховиком, возле блока цилиндров. Нужно смотреть над поддоном, ближе к стартеру и патрубкам выхода охлаждающей жидкости.

Расположение ДПКВ

Расположение датчика положения коленчатого вала

Обычно он крепится одним или двумя болтами (в зависимости от модификации) и имеет небольшой провод с контактной фишкой. Элемент покрыт эластичным полимером, устойчивым к маслам и высоким температурам

Положение датчика относительно метки коленвала

Положение ДПКВ по отношению к этикетке

Определение положения вала определяется либо двумя отсутствующими зубьями, либо одним выбранным элементом управления (в зависимости от типа маховика). ДПКВ «замечает» это визуально и посредством электромеханических процессов. Существует три типа контроллера.

С датчиком Холла

Он работает с помощью магнита, установленного на маховике. Каждый раз, когда он проходит через датчик, в ДПКВ возбуждается постоянный ток. Это фиксируется диском синхронизации, и информация передается в блок управления двигателем.

ДПКВ с датчиком Холла

ДПКВ с датчиком Холла

Оптический

На устройстве есть светодиод. Работает совместно с ресивером. Луч всегда выходит и отражается. Когда яркость прерывается, значит, контрольный зуб прошел через контроллер. Определить положение коленчатого вала.

Оптический ДПКВ

Оптический ДПКВ

Индуктивный

Он содержит намагниченную катушку внутри, которая реагирует на электромагнитное поле. При изменении показателей фиксируется метка, указывающая конкретное положение шкива на валу.

Индуктивный датчик коленвала

Индуктивный ДПКВ

Этот последний тип является наиболее распространенным и устанавливается на все современные автомобили с системой впрыска топлива в двигатель. Помимо положения коленчатого вала, он способен определять скорость вращения, что делает его более функциональным.

Признаки неисправности

Для того, чтобы понять, какие признаки неисправностей могут быть связаны с ДПКВ, кратко рассмотрим его участие в работе двигателя. Асимметричные выступы на коленчатом валу воздействуют последовательно на шатуны, проталкивая поршни в цилиндры. Последние сжимают воздух и создают компрессию. Параллельно ГРМ через ГБЦ подает в цилиндры надлежащее количество воздуха.

Система управления двигателем «понимает» положение всех участников, основываясь на данных ДПКВ (при условии правильной установки блока синхронизации), и открывает форсунки для выпуска бензина. Катушки зажигания воспламеняют свечи зажигания и поджигают воздушно-топливную смесь. Мотор работает ровно и не глохнет.

При неисправности датчика коленвала нарушается синхронизация процесса. ЭБУ двигателя не знает, в какой момент подавать бензин, что влияет на работу ДВС.

Диагностика поможет найти причину неисправности, но об этом ниже.

К признакам неисправности, указывающим на возможную неисправность ДПКВ, относятся:

  • стреляйте по значку Check Engine на приборной панели;
  • потеря динамики автомобиля;
  • нестабильная частота вращения двигателя;
  • двигатель самопроизвольно останавливается;
  • детонация в момент нажатия на педаль акселератора;
  • двигатель дергается и стучит.

При окончательной неисправности датчика коленвала двигатель вообще невозможно запустить. Но установить это можно только проверкой, где диагностика покажет состояние других участников системы зажигания.

Этот список не полный, но именно у этих моделей обычно возникают проблемы с этим датчиком. Многое зависит от типа устройства, производителя и условий, в которых эксплуатируется машина.

Признаки неисправности ДПКВ

Существуют такие симптомы неисправности датчика коленвала:

  1. Если нужно увеличить скорость, например при обгоне, двигатель тянет слабее обычного. Это связано с тем, что датчик не передает необходимое количество данных для установки желаемого угла зажигания и подачи оптимального количества топливной смеси.
  2. Повышенный расход топлива. Поскольку достоверных данных нет, ЭБУ дает команду на впрыск топлива в неподходящее время. Смесь сгорает не полностью и для обеспечения необходимого режима движения требуется больше топлива.
  3. Пропуски зажигания Неправильно переданные данные об моменте зажигания приводят к тому, что в цилиндрах проскакивают точки воспламенения топливовоздушной смеси.
  4. Сильные вибрации на холостых или плавающих оборотах также свидетельствуют о неисправности датчика коленвала. Особенно это заметно на холодном двигателе.
  5. Затрудненный запуск двигателя. Это связано с тем, что ЭБУ не получает необходимые данные о времени впрыска. Во многих случаях двигатель не заводится из-за того, что ЭБУ отказывается подавать топливо в камеры сгорания, не получив ожидаемого сигнала от датчика.

Видео: Датчики коленвала и распредвала: принцип работы, неисправности и способы диагностики.

Как проверить состояние датчика коленвала

Если двигатель не заводится, есть способ проверить датчик положения коленчатого вала без применения современного оборудования. Это можно сделать, не прибегая к сложным манипуляциям.

Для проверки датчика коленвала без мультиметра и других сложных приборов потребуется выполнить несколько простых действий. Перед началом работы нужно определить, где находится датчик, затем снять его с блока, поднять в моторный отсек и снова подключить к нему блок контактов. Затем откройте двери салона и поднимите заднее сиденье так, чтобы снаружи автомобиля был слышен звук работающего топливного насоса.

Далее проверяется ДПКВ, для чего нужно включить зажигание и дождаться, пока бензонасос перестанет качать. Берем металлический предмет, подойдет обычный рожковый ключ на 10 или 12, и прикладываем к сердечнику, после чего резко отрываем. В этот момент должен сработать топливный насос, что определяется по характерному звуку. Выполнив тест 2 или 3 раза, вы можете убедиться, что датчик находится в рабочем состоянии. Если топливный насос не работает, датчик вышел из строя и нуждается в замене.

ядро ДПКВ

Такой диагноз ДПКВ не дает полного представления о его работе. Этот тест показывает, что сигнал подается и воспринимается ЭБУ. При наличии неточностей при передаче данных в ЭБУ потребуется более сложная диагностика.

ДПКВ распознает их по появлению магнитного поля и моментально выявляет отсутствие одного-двух элементов. В это время блок управления получает данные о текущем положении и синхронизирует зажигание.

Работа датчика положения коленвала

Функция датчика положения коленчатого вала заключается в синхронизации работы систем впрыска и зажигания. Он передает информацию о положении (угле поворота) коленчатого вала в конкретный момент времени на электронный блок управления (ЭБУ) двигателя, который, в свою очередь, дает команды на воспламенение топливной смеси в двигателе. Следовательно, при выходе из строя датчика двигатель просто перестанет работать, то есть заглохнет или не заведется. Однако в большинстве случаев неисправность датчика положения коленчатого вала выражается в отрыве или нестабильности проводов питания и сигнала.

Принцип работы

Принцип работы датчика ДПКВ, независимо от того, на каком типе он работает, заключается в отслеживании отсутствующего зуба на венце коленчатого вала (или двух зубцов, в зависимости от конструкции конкретного двигателя). Для этого имеется так называемый зубчатый диск, по периметру которого расположены указанные металлические зубья. Следовательно, датчик фиксирует их по магнитному полю. Однако он также «чувствует» прохождение двух из них, соответственно не формирует электрический сигнал. Происходит скачок, который является сигналом ЭБУ о положении коленчатого вала в определенном положении и моменте включения системы зажигания по цилиндрам.

Так вот, если это датчик магнитной индукции, то он работает в магнитном поле (намагниченный сердечник с обмоткой из медной проволоки) и при прохождении через него металлических зубьев диска времени возникает электрический ток (сигнал), который он передается на ЭБУ, сигнализируя об определенном положении коленчатого вала (соответствует положению отсутствующих зубьев).

Датчики работают на так называемом эффекте Холла, который заключается в том, что при прохождении переменного магнитного поля через синхронизирующий диск возникает сигнал, т.е постоянное поле датчика положения коленчатого вала. Это изменяет его напряжение, которое является сигналом, передаваемым на электронный блок управления.

Реже в автомобилях можно встретить так называемые оптические датчики. Они работают по принципу источника и приемника света через зубья диска синхронизатора. Следовательно, если светоприемный элемент замечает, что свет пропал на более длительное время, чем ожидалось, то это становится сигналом для электронного блока управления об определенном положении коленчатого вала с теми же последствиями, что и для датчиков других типов.

Кроме того, ДПКВ не только фиксирует положение коленчатого вала в определенный момент времени, но и определяет частоту его вращения.

Признаки неисправности датчика коленвала

Существуют типичные симптомы неисправности датчика коленвала:

  • мощность двигателя снижена, «не тянет», даже при движении в гору и/или при загруженной машине;
  • обороты двигателя «плавают» и на всех режимах автомобиль сжимается как на ходу, так и на холостом ходу;
  • увеличивает расход топлива;
  • «проваливается» при нажатии на педаль акселератора, машина не набирает обороты;
  • стук в двигателе на высоких оборотах;
  • появился код P0336, указывающий на нарушение диапазона/рабочих характеристик датчика положения коленчатого вала.

Тут стоит сделать замечание и упомянуть, что вышеперечисленные симптомы неисправности датчика ДПКВ являются наиболее частыми и могут свидетельствовать также о выходе из строя некоторых других автомобильных датчиков, которые, возможно, также придется диагностировать. Также датчик коленвала довольно надежная деталь и редко выходит из строя.

Для решения проблемы снимите разъем и слегка потяните на себя контактные штырьки. Оборванный выйдет и будет в ваших руках.

Признаки неисправности датчика положения коленчатого вала.

Двигатель не запускается.

Как уже было сказано выше, ДПКВ, это единственный датчик, без которого двигатель не заведется.

Если при повороте ключа в зажигании стартер быстро крутит двигатель и гудит бензонасос, с большой долей вероятности можно говорить о проблеме с датчиком положения коленчатого вала.

Дело в том, что блок управления двигателем, не получая сигнала от этого датчика, не знает, в каком цилиндре давать искру, а в каком открывать форсунку.

Датчик проверяют диагностикой или заменой на заведомо исправный.

Двигатель неожиданно глохнет на горячую.

Это происходит совершенно случайно. Двигатель перегрелся до определенной температуры и заглох.

Не так важно: едешь, остановился, груз есть, нет… Двигатель остановился и все….

Он встал, и начал заводиться….. Прошло 5-10-20 минут и все повторилось.

Автор статьи лично сталкивался с таким проявлением выхода из строя датчика положения коленчатого вала.

Так как у меня была с собой диагностика elm 327, то сразу удалось понять в чем проблема, но решить проблему не удалось, так как датчика на замену пока нет…..

ELM 327 - самая простая диагностика

После того как машина простояла 30 минут, завелась как ни в чем не бывало.

В итоге мы ездили в город, заливая в датчик воду из бутылки каждые 10 минут.

Причина этой неисправности – микротрещина в обмотке датчика, которая расходится при тепловом расширении.

Двигатель не запускается при морозе.

Условимся на берегу: двигатель не заводится на холодную, это следует понимать так: двигатель даже не пытается завестись. О неудачном запуске у нас на сайте есть отдельная статья.

Причина точно такая же, как и в предыдущем случае — микротрещина в обмотке датчика. В отличие от предыдущего, расходится не в горячем, а в холодном состоянии. Но такой вариант встречается на практике достаточно редко.

Двигатель работает неустойчиво. Возникает детонация хлопки в ресивер и/или выхлопную систему, явное снижение мощности двигателя и пропуски зажигания.

Это самый распространенный случай выхода из строя ДПКВ. Дело в том, что при загрязнении датчика, особенно если они перемазаны маслом и металлической стружкой, возможен вариант нестабильной работы двигателя.

Причина в том, что малейшее загрязнение датчика магнитной стружкой изменяет его характеристики, а поскольку датчик имеет высокую чувствительность, это приводит к выходу из строя двигателя.

Эта неисправность проверяется визуально, если датчик виден.

Вот пример зараженного ДПКВ:

грязный

Если датчик не виден визуально, поможет простая диагностика.

Также возможно при микротрещине в обмотке датчика, которая расходится при вибрации. Или трещина в корпусе, в которую попадает вода при прохождении по лужам. Визуально ее не обнаружить, поможет только компьютерная диагностика или замена на заведомо исправный датчик.

Внимание.

Иногда повреждается не сам ДПКВ, а разъем или проводка в вашей схеме.

повреждена проводка ДПКВ

Как проверить датчик положения коленчатого вала?

Самый простой вариант — зайти в любой сервис и прочитать коды ошибок. Даже самый плохой диагност при самом простом оборудовании поймет, что проблема в датчике или его схеме.

Сам датчик лучше всего проверить, заменив его на заведомо исправный.

Дело в том, что датчик редко выходит из строя явно: он полностью ремонтопригоден или полностью неисправен. В большинстве случаев странно после прогрева двигателя или при вибрации во время работы или на холодную.

Если вы все же хотите проверить датчик, то вам понадобится мультиметр с омметром и миллиамперметром, отвертка и сам датчик.

Способ проверки описан в этом видео:

После демонтажа и проверки датчика коленвала, чтобы убедиться, что вышел из строя именно он, прибор отсоединяется от клеммной колодки, которая показана в верхней части моторного отсека. Для продолжения работы вам понадобится тонкий медный провод с изоляционным слоем, который есть в любом автомобильном реле.

Функции датчика коленчатого вала

Назначение датчика коленвала

Как уже было сказано, одним из явных признаков неисправности ДПКВ является полная остановка двигателя. Это связано с тем, что неисправности не позволяют системе питания своевременно подавать топливо, а система зажигания не способна воспламенить топливно-воздушную смесь в заданный момент времени. Теперь давайте посмотрим, почему это происходит.

Датчик коленчатого вала посылает сигналы в ЭБУ, указывая положение коленчатого вала в данный момент времени, а также сообщает направление вращения вала и указывает скорость. Обратите внимание, что в разных автомобилях может отличаться как само устройство, так и некоторые функции ДПКВ. Это зависит от типа установленного элемента. Устройства могут быть:

Электронный блок управления получает сигналы от указанного устройства, благодаря которым контроллер «знает» положение коленчатого вала относительно ВМТ на первом и четвертом цилиндрах, а также фиксирует частоту и направление вращения вала. На основании этих данных блок формирует сигналы управления опережением зажигания, формирует импульсы управления форсунками, управляет работой топливного насоса и т.д.

Датчик положения коленвала: признаки неисправности и проверка ДПКВ

Проверка датчика положения коленчатого вала ДПКВ

В том случае, если причиной проблемы является датчик коленвала, симптомы могут быть следующими:

  • горячий или холодный двигатель не заводится;
  • детонация возникает при работе под нагрузкой; ;
  • снижается мощность двигателя, пропадает динамика;
  • скачки оборотов во время движения, случайные изменения оборотов и т д

Имейте в виду, что эти симптомы могут появиться и в результате других неисправностей. По этой причине перед началом манипуляций с ДПКВ необходимо исключить другие возможные проблемы. Также следует добавить, что неисправности датчика коленвала могут возникать не постоянно. То есть не всегда может появиться нестабильная работа ДВС или проблемы с запуском, хотя «чек» и горит. В такой ситуации рекомендуется провести компьютерную диагностику двигателя автомобиля для более точного определения причины.

Также рекомендуем прочитать статью о том, что показывает компьютерная диагностика двигателя. В этой статье вы узнаете, как проводится указанная диагностика, что дает проверка ошибок и сканирование, а также как самостоятельно выполнить компьютерную диагностику автомобиля.

Также можно самостоятельно проверить датчик положения коленчатого вала. Для такой проверки доступно несколько методов, позволяющих определить исправность предмета с относительной точностью. Устройство заключено в пластиковый корпус, который обычно крепится на кронштейне в месте расположения шкива привода генератора. Кроме того, к элементу можно подключить кабель, имеющий большую длину. Использование такого кабеля связано с тем, что место установки ДПКВ достаточно удаленное.

Учтите, что датчик коленвала редко выходит из строя. Чаще всего причиной являются механические повреждения при проведении работ в подкапотном пространстве, а также попадание посторонних предметов в зазор между датчиком и зубчатым шкивом.

Если визуальный осмотр ничего не выявил, датчик ГРМ нужно будет снять, после чего можно приступать к проверке. Элемент нуждается в повторном осмотре, что помогает определить повреждения корпуса, сердечника и контактного блока. Следует добавить, что довольно часто после простой очистки контактов и жил от грязи ДПКВ начинает нормально работать.

В том случае, если видимых дефектов не отмечено, нужно переходить к диагностике датчика мультиметром. Прибор переведен в режим омметра для измерения сопротивления в обмотке ДПКВ. Нормальные показания должны составлять от 550 до 750 Ом. Существует также метод, по которому фиксируется индуктивность датчика времени, но такая диагностика более сложна в реализации в гаражных условиях и требует дополнительного оборудования (вольтметр, сетевой трансформатор).

Следует отметить, что одним из самых быстрых способов проверки является установка нового или заведомо исправного датчика фаз газораспределения. Если после замены двигатель заводится и работает нормально, то причина очевидна. Также следует учесть, что при установке датчика коленвала необходимо правильно выставить зазор, который присутствует между зубчатым шкивом и ДПКВ. Квалифицированная установка датчика предполагает, что зазор между сердечником датчика и диском времени составляет от 0,5 до 1,5 мм. Регулировать заданный зазор можно установкой дополнительных шайб в месте посадочного места датчика коленвала.

При окончательной неисправности датчика коленвала двигатель вообще невозможно запустить. Но установить это можно только проверкой, где диагностика покажет состояние других участников системы зажигания.

Другие основные функции устройства

Еще одной функцией ДПКВ является расчет средних оборотов, которые нужны ЭБУ для формул расчета различных данных, а также для работы других датчиков автомобиля, например, отображения оборотов двигателя на приборной панели.

Следующая цель – определить, с каким ускорением необходимо проворачивать коленчатый вал после воспламенения смеси в каждом цилиндре.

Дело в том, что при воспламенении горючей смеси давление в цилиндрах возрастает и коленчатый вал под давлением газов разгоняется, и для того, чтобы поршень в следующем цилиндре приблизился к верхней мертвой точке с нормальной скоростью, вращение коленчатого вала замедляется.

Именно по ускорению вращения ЭБУ оценивает эффективность работы каждого цилиндра и для его равномерной работы выравнивает вращение для каждого цилиндра, изменяя продолжительность впрыска для каждой форсунки.

Следующая функция выполняет одновременно с датчиком распредвала и определяет синхронизацию коленвала и распредвала путем сравнения сигналов от двух датчиков.

Принцип действия

Принцип работы основан на управлении маховиком и реакцией на отсутствие одного или двух зубьев с учетом типа двигателя внутреннего сгорания.

Датчик «видит» диск ГРМ, вокруг которого металлические зубья.

ДПКВ распознает их по появлению магнитного поля и моментально выявляет отсутствие одного-двух элементов. В это время блок управления получает данные о текущем положении и синхронизирует зажигание.

Датчики могут работать по принципу эффекта Холла, оптическому или индуктивному принципу.

  • снижение мощности ДВС;
  • повышенный расход топлива;
  • снижение динамических параметров и детонация.

При полной поломке двигатель отказывается работать из-за неправильного ГРМ.

Самый простой вариант — зайти в любой сервис и прочитать коды ошибок. Даже самый плохой диагност при самом простом оборудовании поймет, что проблема в датчике или его схеме.

Признаки неполадок датчика

Если датчик CV неисправен, индикатором его выхода из строя может быть ряд симптомов, говорящих о том, что устройство необходимо срочно проверить и заменить.

ДВС не запускается

После поворота ключа в зажигании или попытки запустить ДВС другим способом силовой агрегат не запускается. Повреждение ДПК является причиной отсутствия искры в системе зажигания, в результате не происходит синхронизация с подачей топлива, и двигатель не запускается. В этом случае поможет только полная замена датчика на новый.

Двигатель постоянно глохнет

Двигатель внутреннего сгорания глохнет на нейтрали или во время движения автомобиля. Это говорит о том, что ДПКВ работает нестабильно или вот-вот выйдет из строя. В такой ситуации следует как можно быстрее отправиться на СТО или устранить проблему самостоятельно;

Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты

Работа двигателя нестабильна, при больших нагрузках на силовой агрегат (резкий разгон или плавающие обороты холостого хода) может возникать детонация. При возникновении проблемы с работой ДВС на приборной панели загорается соответствующий индикатор «Проверить», что указывает на неисправность;

Внезапное падение или увеличение оборотов двигателя. Неисправный ДПКВ вызывает неконтролируемый впрыск топлива в систему, в результате чего двигатель начинает «трястись»;

Снижение мощности автомобиля

Также может наблюдаться снижение мощностных характеристик двигателя. Из-за некорректной работы датчика коленвала двигатель глохнет даже на повышенных передачах, разогнать автомобиль до нужной скорости практически невозможно. Это связано с отсутствием синхронизации между механизмом впрыска топлива и ЭБУ.

Важно знать, что все перечисленные признаки также могут быть спровоцированы выходом из строя других узлов ДВС. Поэтому перед снятием, ремонтом и заменой датчика КВ необходимо произвести диагностику других устройств, например, ДПРВ, который работает с ДПКВ в паре.

Проще всего это сделать с помощью автомобильного диагностического сканера. Например, вы можете использовать универсальный прибор Rokodil ScanX Pro.

Рокодил ScanX Pro

Этот сканер предназначен для диагностики автомобилей импортного и отечественного производства с разъемом OBDII. С его помощью можно в режиме реального времени опрашивать все доступные датчики, в том числе и ДПКВ. Также следует проверить машину на жучки. Явными признаками неисправности ДПКВ будут ошибки Р0320 — Р0323.

Как проверить датчик положения коленчатого вала

Существует несколько способов диагностики проблем с ДПКВ. Рассмотрим самые популярные из них.

Проверка измерительным прибором — мультиметром

Подключив его к подозрительному датчику, нужно измерить сопротивление. Нормой считается показатель от 560 до 745 Ом, но лучше читать «мануал» на конкретную марку автомобиля, так как стандартные значения для разных моделей могут отличаться.

Обратите внимание, что для измерения сопротивления датчик необходимо снять.

Применение осциллографа

Здесь все происходит почти по той же схеме, что и с мультиметром. Тестовый сигнал показывает любые дефекты в работе датчика. Прибор учета подключается к снятому ВПК и проводится диагностика.

В первую очередь нужно обратить внимание на показатели напряжения, если оно не соответствует заявленным в паспорте автомобиля нормам (обычно это 5 или 12 В), то БПК неисправен и подлежит замене.

Проверка значения индуктивности

Это полный и точный метод определения проблем с КДП, но самый сложный. Для измерения индуктивности помимо мультиметра потребуются дополнительные измерительные приборы: вольтметр, сетевой трансформатор и мегомметр.

При этом производится комплексное измерение всех электронных характеристик датчика: сопротивления, напряжения, индуктивности. Все результаты сравниваются с нормой и анализируются в целом, на основании чего делается вывод о работоспособности прибора.

В заключение стоит отметить, что управлять автомобилем с неисправным датчиком положения коленчатого вала небезопасно, так как это может привести к отказу двигателя в самый неподходящий момент.

Оцените статью