Стоит ли переплачивать за двигатель? Нет, но производителю выгодно продавать более дорогую модель. Стоит ли вам тратить деньги на сложный ремонт и дорогие детали? Нет, но производителю выгоднее создавать дорогие детали, которые, безусловно, принесут вам пользу.
Преимущества
В чем преимущества четырехтактных и двухтактных двигателей?
Плюсы двухтактных лодочных моторов
- Меньший вес,
- лучшая динамика,
- низкая цена,
- более легкое обслуживание и ремонт (в результате простоты конструкции),
- Повышенная надежность (также в результате простоты конструкции),
Плюсы четырехтактных лодочных моторов
- Низкий уровень шума при работе (особенно на низких скоростях),
- Меньший расход топлива.
Во всех двухтактных двигателях нет необходимости предварительно смешивать бензин и масло. Поэтому я не считаю отсутствие такого процесса в работе четырехтактных двигателей преимуществом. Традиционный аргумент о поэтапном увеличении срока службы 4-тактных двигателей также не работает, поскольку нет веских доказательств этого утверждения, и эта проблема не имеет значения для подавляющего большинства гидроинженеров.
Об экологичности двигателей первоначально ничего не сообщалось. Сейчас для нас это не реально. Хорошо это или плохо — не обсуждается, и нет причин полагать, что в обозримом будущем ситуация изменится.
Сухой остаток
Поэтому на вопрос, почему мы должны платить больше за четырехтактные двигатели, мы можем ответить: «Это тихо и экономично».
Теперь давайте решим, стоит ли эта «тихая и замкнутая девушка» затрат на свадьбу?
Легко говорить о «тишине» с человеком, который не знаком с этой темой. Да, на низких до 1000-1200 об/мин четырехтактник тихий, а на холостых почти бесшумный — помню, в начале иногда пытался завести уже работающий двигатель ключом 🙂 .
Однако любой, кто пользовался PLM 2t и 4t, скажет вам, что разница в шуме исчезает с 4000 об/мин и становится несущественной с пика.
Да, он значительный (среди 2-тактных двигателей есть и «тракторные»), как долго мы слышим шум нашего двигателя? Большую часть времени двигатель работает тихо.
Но низкий уровень шума никогда не был решающим аргументом сторонников четырехтактных двигателей. Экономика всегда была неопровержимым аргументом в конфликте с мыслителями другого лагеря.
Экономика должна быть экономной
Четырехтактные двигатели потребляют меньше бензина — это неоспоримый факт. Меньшее количество бензина означает меньшую загрузку судна и меньшие затраты на выход.
Однако четырехтактные двигатели с одинаковым рабочим объемом, как правило, тяжелее своих двухтактных аналогов, а также дороже. С какой стороны ни посмотри, нам нужно знать.
- перевешивает ли экономия топлива высокую стоимость самого двигателя,
- превышает ли разница в весе двигателя.
Yamaha, как и некоторые другие производители, публикует отчеты о производительности своих ММ. Эта информация находится в свободном доступе в Интернете по адресу http://yamahaoutboards.com/owner-resources/performance-bulletins.
Чтобы оценить экономический эффект от использования четырехтактного двигателя, мне потребовались данные о расходе топлива для пары ММ 2т и 4т с одинаковой мощностью. Я выбрал два двигателя средней мощности:
- 2т: Yamaha 50TLR (известный здесь как Yamaha 50HETOL).
- 4т: Yamaha F50TLR (здесь известен как Yamaha F50HETL).
Двухтактный «50TLR» был испытан на Sundance FX 17 Flicker (длина 5,21 м, ширина 1,98 м, общий вес во время теста 710 кг).
Четырехтактный двигатель был испытан на судне Key West 166 SK (длина 4,95 м, ширина 1,83 м, полная испытательная масса 623 кг).
Обратите внимание, что двухтактная лодка (Sundance FX 17) немного длиннее и шире другой, а также на 83 кг тяжелее. Но это самые близкие по параметрам и типу водного судна, которые я смог найти для этого выступления. Итак, давайте начнем с четырех тактик 🙂 .
Результаты тестов были следующими:
Yamaha 50TLR | Yamaha F50TLR | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Обороты в минуту | Скорость км/ч | mpg | расход л | Обороты в минуту | км/ч | mpg | расход л |
1000 | 6,28 | 1,89 | 30,16 | 1000 | 6,44 | 1,51 | 23,52 |
1500 | 8,53 | 3,41 | 39,94 | 1500 | 7,72 | 2,27 | 29,40 |
2000 | 10,94 | 4,54 | 41,51 | 2000 | 9,17 | 3,79 | 41,27 |
2500 | 12,07 | 6,44 | 53,32 | 2500 | 11,59 | 4,92 | 42,47 |
3000 | 19,31 | 7,95 | 41,16 | 3000 | 16,74 | 6,81 | 40,71 |
3500 | 29,29 | 9,46 | 32,31 | 3500 | 28,97 | 6,81 | 23,52 |
4000 | 37,82 | 10,98 | 29,03 | 4000 | 35,89 | 8,71 | 24,26 |
4500 | 44,42 | 11,73 | 26,42 | 4500 | 42,16 | 10,60 | 25,14 |
5000 | 51,98 | 16,28 | 31,31 | 5000 | 46,99 | 13,25 | 28,19 |
5500 | 57,78 | 21,58 | 37,35 | 5500 | 51,34 | 17,79 | 34,66 |
5600 | 58,26 | 21,96 | 37,69 | 5950 | 54,88 | 18,93 | 34,49 |
Выводы
Четырехтактный двигатель иногда предпочтителен для определенных применений, а иногда не является альтернативой. Например, для привычной рыбалки на низких оборотах лучше использовать четырехтактный двигатель (хотя существует много разногласий). Для многочасового пребывания на воде, будь вы пенсионер, которому нечем заняться, или рыболов, который рыбачит весь день, от последнего льда до первого, эти люди могут найти четырехтактный двигатель не менее практичным. И, конечно, нельзя забывать о профессиональных пассажирских перевозчиках — для них важны ресурсы и экономия.
Но что хорошего в четырехосном моторе для среднего бедного лодочника, который отдыхает на реке в тихие выходные и владеет понтонной лодкой, рассчитанной на 30-60-сильные моторы? Ничего, кроме чувства облегчения из-за дополнительных денег. Неважно, насколько элегантно и стильно «экономная» покупка будет смотреться на транце.
Поэтому выбор четырехтактного лодочного мотора для коротких сезонных поездок, который стоит гораздо дороже двухтактного двигателя той же мощности, кажется невыгодным и абсурдным. По крайней мере, для тех, кто считает деньги.
В двухтактных двигателях цилиндры очищаются вместе с топливной смесью. Часть топлива попадает в воду вместе с маслом. По этой причине эти двигатели запрещены в большинстве водоемов Европы. В Украине нет ограничений и запретов — у людей есть выбор. И их много, начиная с экономических и практических причин.
Преимущества и недостатки двухтактных моторов
Основные преимущества двухтактных двигателей заключаются в следующем:
- Легкий вес, компактный размер,
- простота обслуживания — запасные части для таких двигателей доступны в российских магазинах и стоят недорого,
- Надежность конструкции — при эксплуатации двигателя не возникает неисправностей,
- низкая цена,
- высокая скорость судна.
При длительной эксплуатации можно отметить следующие недостатки двухтактного лодочного мотора:
- высокая стоимость топлива,
- рабочий шум,
- короткий срок службы.
Преимущества и недостатки четырехтактных моторов
Четырехтактный двигатель имеет следующие преимущества:
- экономичность, экологичность (выхлопные газы не так загрязнены, как у двухтактных двигателей),
- простота в эксплуатации,
- долгий срок службы,
- он производит мало шума.
Недостатки четырехтактных двигателей:
- большие размеры,
- тяжелый вес,
- меньшая относительная мощность (меньше лошадиных сил на 1 кг веса).
Сравнение двух типов движков
Давайте рассмотрим критерии сравнения между двухтактными и четырехтактными двигателями.
Габариты, объем
Эти параметры двухтактного двигателя ниже, чем у четырехтактного двигателя с аналогичной мощностью. Другими словами, двухтактные двигатели внутреннего сгорания имеют большую мощность на 1 литр рабочего объема.
Это объясняется тем, что мощность двухтактного двигателя с одинаковыми размерами цилиндров и одинаковой частотой вращения коленчатого вала теоретически в два раза выше, чем у четырехтактного двигателя, что объясняется большим количеством рабочих циклов.
В то же время ход поршня не полностью используется для расширения, и цилиндр хуже очищается от остаточных газов. Количество энергии, которое может быть получено в результате процессов продувки, означает, что мощность реально может быть увеличена только на 60-70%.
Кроме того, важно, чтобы двухтактные двигатели не имели громоздких систем смазки и газораспределения. Размеры и объем нижней части двигателя примерно одинаковы для обоих типов двигателей.
Масса агрегата
Если двухтактный двигатель весит 35 кг, то четырехтактный двигатель той же мощности весит около 49 кг. Может показаться, что 49 килограммов — это небольшой вес.
Однако следует помнить, что он распределен неравномерно. Около 80 процентов веса приходится на голову (сам двигатель) и 20 процентов на ногу. Следует учитывать, что головка четырехтактного двигателя имеет большие размеры.
Все эти факторы, в сочетании с наличием только одной ручки для транспортировки, делают перевозку двигателя довольно сложной.
Стоимость мотора
4-тактные двигатели изготавливаются по более сложной технологии, имеют больше компонентов и поэтому всегда стоят дороже 2-тактных.
Перевозка движка
Двухтактные двигатели можно устанавливать в любом положении. Четырехтактные двигатели должны быть установлены вертикально или стоять на боку.
Реакция на ручку газа
Этот критерий очень важен. Как правило, разница едва заметна. Однако в четырехтактном двигателе поршень должен сделать два полных оборота за цикл, тогда как в двухтактном двигателе требуется только один оборот. Поэтому двухтактные мотоциклы лучше реагируют на дроссельную заслонку.
Затраты горючего
Расходы на топливо можно приблизительно оценить следующим образом: 300 г на 1 л.с. в час (для двухтактных двигателей), 200 г на 1 л.с. в час (для четырехтактных двигателей). Более высокие затраты на топливо объясняются тем, что для двухтактных двигателей объединены цикл выхлопа и новый впрыск топлива.
В результате свежее топливо частично поступает в выхлопную трубу вместе с отработавшими газами. Это также вредно для окружающей среды, поскольку часть топлива, смешанного со смазочным маслом, просто сбрасывается в воду. По этой причине двухтактные двигатели запрещены в Соединенных Штатах и Европейском Союзе.
Шумность двигателя
На максимально возможной скорости двухтактные двигатели, как правило, издают немного больше шума, чем четырехтактные.